Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

5. НЕТ РАВНОГО ГОСПОДУ, И НЕТ БОГА, КРОМЕ НЕГО (44:6 – 45:25)

Стихи 6-20 в главе 44 составляют особый раздел, в котором Господь противопоставляет Себя идолам – ничтожным и бесполезным. Он выдержан в сатирическом, язвительном ключе. Стихи 21-22 образуют переход к торжественному гимну благодарения истинному Богу, который звучит в стихе 23. со стихом 24 (со слов «Так говорит Господь» – ими же открывается раздел, к анализу которого мы переходим теперь) начинается следующий раздел, продолжающийся по 45:8.

Эта часть речи Исаии (стихи 6-20, через которые «красной нитью» проходит противопоставление всемогущества, величия и милости истинного Бога никчемности и абсурдности идолов), которую «замыкают» стихи 21-22, приобретала особое значение для иудеев, в особенности для тех, которые стали бы читать их в вавилонском изгнании.

а. О превосходстве Бога над «богами», сделанными людьми (44:6-23)

1) «И кроме Меня, нет Бога».

Ис. 44:6-8. Об этом, устами Своего пророка, говорит Сам Господь, выделяя различные аспекты Своей Личности: Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Всемогущий… первый и… последний. Он бросает вызов любому, кто решился бы принять его, ссылаясь на Ему одному присущее всезнание относительно прошедшего и будущего (стих 7 сравните с 41:22-23; 43:9).

Опять звучит призыв к избранному Им народу «не страшиться» (стих 8). Заметим в этой связи, что утешение из уст пророков, несмотря на предвещанные ими «суды» и вопреки, следовательно, неминуемым бедствиям, вероятно, исполнено было для иудеев особого смысла – в свете преобладавшего в ветхозаветное время родового сознания, которое выживание рода ставило выше выживания индивида.

2)О бесполезности идолов.

Ис. 44:9-20. Вкратце мысль о никчемности «богов», сделанных человеческими руками, Исаия выражал и прежде (40:18-20; 41:6-7), но здесь она передана более подробно и, так сказать, «всесторонне аргументирована». Ничтожны не только идолы, но и делающие их себе «в помощь», хотя сами же они свидетели бесполезности их. Мастерящие «богов» словно бы не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены (стих 9). В стихах 10-14 и далее эта мысль получает наглядно-художественное развитие. Не абсурдно ли, что из того же материала, который служит человеку топливом и для выпечки хлеба на огне, он делает бога, которому поклоняется (стихи 15-17).

Бог ли закрыл глаза их, чтобы не видели? Да, в стихе 18 подразумевается, что Он, но не в смысле «злонамеренного ослепления» людей, а в смысле предоставления им возможности пожинать естественные плоды своей свободной волн, которой Бог не лишает ни одного человека. Позднее апостол Павел скажет об этом же в послании Римлянам (Рим. 1:28).

Обманутое сердце ввело язычников в заблуждение (стих 20), оно «не пропускает» в себя истинного виденья и разумения (окончание стих 18 и начало стих 19). Здесь у Исаии та глубоко верная мысль, что изначальным своим появлением заблуждения наши обязаны не столько несовершенному уму человека, сколько нравственной его испорченности (эгоизму, бессердечию) и злой воле. Область же чувств и волн передается в Библии понятием «сердца» (Матф. 15:19).

3) Да радуется Израиль в Господе!.

Ис. 44:21-23. Тема стихов 1-8 в этой главе, и в особенности стиха 8, предваряющего раздел о бесполезности идолов, вновь возникает в стихе 21 и звучит до конца главы. Это тема всемогущества Господа, сотворившего вселенную и «образовавшего» для Себя народ израильский. Об этом Иакову надо помнить (начало стих 21).

В большой древневосточной семье, связанной не только кровными узами, но и исполнением различных хозяйственных функций, раб рассматривался как один из домочадцев. Обращение Бога к Иакову и Израилю в стихе 21: ты раб Мой – может рассматриваться как признание Богом особой близости к Нему иудеев, что подтверждается фразой не забывай Меня; впрочем, эту фразу переводят и как «Я не забуду тебя», и при таком прочтении более «органично» воспринимается следующая фраза, начинающая стих 22: Изглажу беззакония твои. Израилю обещается тут спасение, но при одном условии: обратись ко Мне – ведь Я искупил тебя, напоминает избранному Своему Иегова.

В стихе 23 – гимн благодарения Создателю, искупившему Иакова, Который прославится в Израиле; торжественно и радостно воспеть его предлагается «горам и лесу» (иносказание всеобщей радости творения, в центре которого стоит человек). Звучащий ближе к концу главы 44, этот гимн как бы соединяет две части ее, раскрывающей величие и всесилие Господа Иакова, в противопоставление ничтожеству языческих богов (первая часть), и Его верность народу Своему как в прошлом, так и в предстоящие времена (вторая часть).

б. Пророчество о Кире (44:24 – 45:8)

Тут содержится поразительное предсказание о появлении на исторической сцене 150 лет спустя царя, который назван по имени. Не царем, а пастырем Кир назван в силу той особой попечительной миссии, которую он осуществит по отношению к еврейскому народу.

Уникальность столь точного предсказания породила большие диспуты в богословской среде. Многие утверждали и утверждают, что здесь имеет место позднейшая вставка, появившаяся после возвращения евреев из вавилонского плена, либо, что именно тут – главное свидетельство в пользу двух авторов (во Вступлении о теории двойного авторства книги, будто бы написанной Исаией первым и неким анонимным автором, жившим около 200 лет спустя и получившим название «Второисаии»).

Оппоненты тех, кто стоит на этой точке зрения, возражают, что способность истинного Бога (в отличие от лжебогов, о чем как раз и говорится в этой главе) предвидеть и предсказывать не ограничена никакими временными рамками. Что касается имени царя, возвещенного задолго до его прихода, то в Ветхом Завете записано еще одно не менее точное пророчество (о царе Иосии, искоренявшем идолов в Иудее; 3-Цар. 13:1-3). Примечательно в этой связи и следующее: по свидетельству Иосифа Флавия, на опубликование указа, в котором исполнилось пророчество Исаии, царя Кира подвигло именно это поразившее его пророчество, которое было ему кем-то представлено.

Ис. 44:24-28. В окончании стиха 24 – одно из самых сильных в Библии свидетельств Бога о Себе как о единственном Творце всего сущего. Полагают, что в стихе 25 как о «волшебниках» и «мудрецах» говорится о вавилонских хранителях тайного знания, авторитет которых в Иудее был во времена Исаии немалым.

В стихе 26 «раб», слово которого утверждается Господом, – сам Исаия; «посланники» Божий – это другие пророки, предсказания которых относительно Иерусалима Он исполнит (о предстоявшем иудеям изгнании и о возвращении их впоследствии в родную землю говорили, помимо Исаии, Иеремия, Иезекииль, Иоиль, Амос, Авдий, Михей и Софония).

Итак, Исаия (точнее, Господь через него) говорит Иерусалиму (стих 26), что он (как и другие города Иудеи) будет отстроен и вновь населен. Известно, что Кир разрешил сосланным в Вавилон иудеям возвратиться в свою землю, чтобы восстановить столицу свою (45:13) и храм.

Напомним, что в 586 г. до Р. Х. Навуходоносор, вторгшись со своей армией в Иерусалим, снес его стены, а город и храм предал огню. Множество пленных было тогда уведено в Вавилон. Основатель Персидского царства Кир вначале стал правителем Аншана в восточном Эламе (в 559 г. до Р. Х.). А десять лет спустя, покорив Мидию, он сделался властителем объединенной Мидо-Персидской державы. В 539 году Кир покорил Вавилон (Дан. 5:30) и уже в следующем году выпустил указ, позволявший евреям возвратиться в Иерусалим и отстроить храм (2-Пар. 36:22-23; Езд. 1:1-7).

Поступая так, Кир служил осуществлению Божиих целей в отношении Его народа, почему и назван «пастырем Божиим» в стихе 28. Возвратившиеся в Иерусалим принялись строить новый храм, сооружение которого было завершено в 515 году. Почти три четверти века спустя (в 444 году до Р. Х.) в Иерусалим пришел Неемия, возглавивший восстановление городских стен (толкование на Неем. 1-2; Дан. 9:25).

Под «бездной и реками» в стихе 27 понимают обширную водную систему Месопотамской низины, в которой стоял Вавилон, столица Вавилона. Возможно, Господь говорит здесь о действиях Кира во исполнение Его волн: известно, что во время осады Вавилона он, чтобы лишить город воды, отвел русло р. Евфрат (упоминания об этом находим в книге Иеремии: 50:38 и 51:36).