Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ПРЕДСКАЗАНИЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ ИУДЕИ (главы 38-39)

В главе 38 рассказывается о примечательном событии в жизни царя Езекии. Его, «заболевшего к смерти», чудесным образом исцелил Бог. Но несмотря на это гордыня Езекии, который в политических делах по-прежнему не считался с волей Иеговы, в конечном счете обернулась бедствием для всего народа иудейского. Если в главах 36-37 царь предстает перед нами как человек веры, то в главе 39 – это человек, действующий неразумно, вере вопреки. Записанное здесь содержится, хоть и не столь полно, в 4-Цар. 20.

а. Исцеление Езекии (38:1-8)

1)Исаия предсказывает Езекии, что он умрет.

Ис. 38:1. Из стиха 6 явствует, что болезнь Езекии предшествовала осаде Сеннахиримом Иерусалима, описанной в главах 36-37. Меродах Валадан, упоминаемый в 39:1, правил с 721 по 710 годы и затем еще девять месяцев в 703-702 годах (до вторжения Сеинахирима в Иудею в 701 году). Хотя хронологически главы 38-39 предшествуют (по своему содержанию) главам 36-37, здесь они поставлены после них, непосредственно предваряя пророчество Исаии о вавилонском пленении, которое пророк ставит в определенную связь с поступком Езекии (глава 39); связь эта не «историческая», конечно, – скорее, в упомянутом поступке можно видеть некую нравственно-духовную обусловленность последовавшей катастрофы. И, значит, можно говорить о существовании известной преемственности между главами 38-39 и повествованием о событиях, описанных в главах 40-66.

Итак, в стихе 1 Исаия предсказывает Езекии, страдавшему от нарыва, который не удавалось излечить, что он умрет.

2)Молитва Езекии о продлении ему жизни.

Ис. 38:2-3. Хотя определенно просьба об этом в молитве не выражена, она читается здесь «между строк». Подтверждение словам Езекии о том, что он был предан Господу и делал угодное в очах Его, находим в 4-Цар. 18:5-8.

3)Ответ Бога Езекии.

Ис. 38:4-6. Милостивый ответ был дан Господом через Исаию очень скоро. Жизнь Езекии продлевалась еще на пятнадцать лет. Поскольку этот царь умер, по всей вероятности, в 686 году до Р. Х., то болезнь его близко предшествовала осаде Иерусалима в 701 году. Именно об этой осаде сказано было царю, что он и город сей будут спасены от нее.

4)Божие знамение.

Ис. 38:7-8. Свое обещание Езекии Господь подтвердил знамением. Стих 22, который следовало бы поставить после стих 6, как стих 21 после стих 8. Очевидно, в Иерусалиме была построена особая лестница, названная именем отца Езекии – Ахаза, которая служила чем-то вроде солнечных часов. По мере того, как солнце клонилось к западу, солнечная тень должна была «подниматься по лестнице»: наблюдая за ней, люди определяли время. Но произошло нечто обратное: тень спустилась на десять ступеней вниз. Произвел ли Бог это чудо, заставив землю вращаться в обратном направлении, имело ли здесь место особое преломление солнечных лучей, – не известно: ведь Божий возможности совершать чудеса – безграничны.

б. Благодарственная песнь Езекии (38:9-20)

Ис. 38:9-15. В преполовение дней моих (стих 10) значит «во цвете лет». Врата преисподней (там же) – образ смерти. Не увижу а Господа… на земле живых (стих 11) ; Езекия подразумевал, что не придется ему более радоваться благословениям Господним в этой жизни; он сокрушался и о предстоявшей ему разлуке с близкими, друзьями (стих 116). В первой фразе стих 12 – образ исхода души из тела.

Вторая фраза в этом стихе точнее, по-видимому, передана в англ. переводе Библии: «подобно ткачу, смотал я в клубок жизнь мою, так как Бог отрезал меня от основы»; подразумевается сматывание в клубок ниток, оставшихся от пряжи и как бы более ненужных: им уподобляется жизнь, «оборванная» Богом. В стихах 13-14 Езекия иносказательно говорит о мучительных болях, терзавших его день и ночь.

Стенания свои он сравнивает с унылыми звуками, издаваемыми журавлем, с тонким криком ласточки, с глухими «стонами» голубя. В окончании стих 14 правильнее читать: «истомились глаза мои от неотрывного взгляда в небо». Вследствие обретенного им духовного опыта Езекия впредь обещает жить смиренно (стих 15).

Ис. 38:16-20. В стихе 16 лучше читать: Ты исцелил меня… Царь признает, что пережитое им послужило ему во благо, нравственное и духовное (сравните стих 17 с Рим. 8:28). В том, что Господь избавил его от смерти, Езекия видит знак прощения Им его грехов (в окончании стих 17 – образ грехов Езекии, «отброшенных» Богом далеко). В стихах 18-19 не следует видеть отрицания жизни после смерти, но речь в них о прекращении всякой земной активности, в частности, восхваления человеком Бога и прославления Его жизнью Ему угодной, наставления отцами детей в Божией истине. Здесь отразилось общее ветхозаветное представление о полной оторванности «мира мертвых» от мира живых (сравните Пс. 6:6; 87:11-13).

Избавленный Господом от ранней смерти, царь Езекия обещает славить и воспевать Его в храме (стих 20).

в. Исцеление Езекии (38:21-22)

Ис. 38:21-22. ин ое расположение стихов в параллельном тексте в 4-Царств и комментарии на них (4-Цар. 20). В принципе лечебное средство, спасшее жизнь Езекии, не было чем-то необычным. Пластырь из смокв служил, по-видимому, средством противовоспалительным, но в данном случае он, как полагают, явился проводником исцеляющей силы Божией. Это было «комбинированное» лечение – посредством молитвы, «лекарства» и Божиего вмешательства в ответ на молитву.