Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

I. ВРЕМЯ СУДА (глава 24)

Ис. 24:1-4. Открытое ему в видении Исаия не мог приурочить к сколько-нибудь точному времени, как не мог «распознать» и то, чьими руками совершит Господь суд над всею землею, опустошив ее и разорив настолько, что она потеряет прежний свой вид (стих 1). Одинаковая судьба постигнет всех людей, независимо от их общественного положения и материального достатка (стих 2). Ибо Господь так решил (изрек слово сие).

По-разному переводится (и толкуется) вторая фраза в стихе 4: одни понимают ее в том смысле, что небеса (то, что названо «твердью» в книге Бытия) погибнут вместе с землей; другие – под «возвышавшимися» склонны понимать не земли и не «небеса», а людей, занимающих особо высокое положение: их не минует та же злая участь.

Ис. 24:5. Все, что Бог создал изначально, было хорошо (Быт. 1:31). Но люди осквернили землю, преступив данные им Богом законы и правила и нарушив вечный завет с Ним. Под перечисленным здесь одни понимают то, что было предписано Ною – для обязательного исполнения всеми его потомками (Быт. 9, начиная со стихом 4), другие – те законы и тот завет, которые обязывают людей слушаться слова Божия; они с самого начала были заложены в человеческую природу, но люди с «первого же дня» не захотели жить в согласии с ними (Быт. 2:16-17; 3:1-6; сравните с Ос. 6:7). Это и послужит причиной конечного «опустошения» земли Господом.

Ис. 24:6-13. Проклятие, «поедающее» землю, и есть Божие наказание за вину людей, которых немного останется (пророк видит это уже совершившимся: немного осталось). Некому станет веселиться (стихи 7-9) и не будут более собирать виноград, чтобы изготовить из него вино: переспелые ягоды станут лопаться и истекать соком (плачет сок грозда); виноградная лоза высохнет («заболеет» – болит).

Город в стихе 10 (сравните 25:2) представляет землю в целом (сравните со стихом 13). В стихах 11-12 – те же мысли об опустошении и прекращении «всякой радости». Обитые маслины и виноградник, у которого обрезаны гроздья и сорваны едва ли не все ягоды, символизируют почти обезлюдевшую землю (стих 13).

Ис. 24:14-16а. они в стихе 14, вероятно, относится к тем немногим праведникам, которые переживут время великой скорби на земле. Праведники будут радоваться тому, что земля очищена наконец от греха, и возвысят голос свой, чтобы прославить великого Господа. С моря (стих 14) в других переводах читается как «с запада»; это, собственно, одно и то же, поскольку подразумеваемое здесь Средиземное море называлось и «западным».

Итак, говорит Исаия, Господа будут славить на западе, на востоке (стих 15) и от края (до края) земли (стих 16). «Слава Праведному!» в устах верующего остатка звучит как признание справедливым акта возмездия, постигшего землю (каждое вторжение ассирийцев в чужие страны современниками пророка, напротив, рассматривалось как жестокое, несправедливое наказание).

Ис. 24:16б. В свете сказанного выше вторая часть стиха 16 может быть понята лишь в том смысле, что от виденья вселенского славословия Господа Исаия вновь «обращается» к своему времени, в котором все еще злодейски… злодействуют злодеи.

Ис. 24:17-20. Страшная картина последнего суда над грешной землей, похожая на ту, что изображена в 16-ой главе книги Откровения, возникает перед духовным взором пророка. О безысходности той ситуации (когда она возникнет) Исаия говорит в образах. Петля – это силок, какие ставились на птиц и зверей. …

Разверзнутся природные стихии: разразятся страшные ливни и землетрясения. Земля представлялась древним евреям утвержденной на столбах («основах»); сравните с 1-Цар. 2:8. И, вот, основания ее потрясутся, и она станет, как пьяный, и закачается, словно колыбель младенца. Она упадет, и уже не встанет – по причине беззакония, тяготеющего на ней, горестно восклицает пророк.

Ис. 24:21-23. Глава завершается тем же, с чего начинается (стих 1), – констатацией Исаией прямого вмешательства Божиего в дела земли. Самые «хляби небесные» разверзнутся потому, что Он попустит это. Воинство выспреннее, т. е. «вышнее», или небесное, – здесь духи зла, противостоящие Богу (Откр. 19:20; 20:2). «Цари земные» – это те политические деятели, которые несут ответственность за безобразия и бесчинства, происходившие на земле. Их невидимыми «соправителями» являются демоны, или силы зла, «господствующие в воздухе» (Еф. 2:2 сравните с Дан. 10:13). (Примечательно, что согласно учению раввинов, Господь не наказывает ни одного народа прежде чем не накажет того злого духа, который оказывал на него воздействие противное Богу.)

Посетит в стихе 21 значит «накажет». Для того, чтобы подвергнуться ожидающему их наказанию, виновники зла – как небесные, так и земные – будут собраны вместе и, как узники, будут брошены в ров. На Востоке, вплоть до недавнего времени, темницами служили простые ямы, но здесь «ров» – скорее всего образ преисподней (Откр. 19-20). По некоторым переводам последним словом в стихе 22 является не наказаны, а «освобождены».

Можно предположить, что это «место» из видения Исаии соответствует либо Откр. 20:7-10, либо стихам, непосредственно следующим за ними, т. е. Откр. 20:11-15. Известно, что сатана, заключенный на тысячу лет «в темницу» (Откр. 20:7), после этих многих дней будет на некоторое время освобожден, чтобы затем подвергнуться, вместе со всеми нечестивцами, последнему осуждению у Великого белого престола. В это время Господь Саваоф будет царствовать на горе Сионе и в Иерусалиме. И покраснеет луна, и устыдится солнце – как известно, в древности им поклонялись как божествам, и здесь образ «постыжения» лжебогов перед лицом истинного Бога.

Напомним, что на протяжении 1000 пет Мессия будет править как Царь всей земли (Зах. 14:9) из Иерусалима, как бы центра Божиего пребывания (Ис. 2:2-4; Мих. 4:1-5). По прошествии славного Тысячелетия и совершении суда у Великого белого престола Бог станет вечно управлять миром из Нового Иерусалима (Откр. 21:2,10). В этой связи возникает возможность иного объяснения относительно «луны» и «солнца» в стихе 23: Иерусалим, «сходящий от Бога с неба» (Откр. 21:2), будет настолько исполнен Божией славы, что ни солнце ни луна как источники света уже не понадобятся ему (Откр. 21:23).