Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. О МОАВЕ(главы 15-16)

Главный вопрос, возникающий в связи с этим пророчеством, – время, когда оно было произнесено. В последнем параграфе раздела (16:13-14) Господь говорит, что суд над Моавом совершится «через три года», но решению упомянутого вопроса это не помогает.

Моавитяне и израильтяне находились между собой в кровном родстве (Быт. 19:30-38), но на протяжении столетий воевали друг с другом. Внешний повод к этой вражде «подавала» смежность их территорий: жившие восточнее Мертвого моря, моавитяне на севере граничили с землями колена Гадова, а на юге – с коленом Рувимовым. После прихода евреев в Палестину моавитяне не только долгое время отстаивали свою независимость от них, но порой даже брали верх над ними. Так, в ки. Судей (Суд. 3:12-14) читаем, что на протяжении восемнадцати лет Израиль был у моавитяи в подчинении.

Задолго до этого, когда евреи еще скитались по пустыне, моавитские женщины соблазнили израильских воинов (Чис. 31:15-17). Царь Саул вел с моавитянами войну (1-Цар. 14:47), но только Давиду удалось одолеть их и сделать своими данниками (2-Цар. 8:2,12). Во второй половине своего царствования Соломон, под воздействием своих языческих жен, воздвиг алтарь моавитскому богу Хамосу (3-Цар. 11:7-8).

Из 4-Цар. 3:4 узнаем, что Меша, царь моавитский, вынужден был платить дань израильскому царю Ахаву. После смерти Ахава (в 853 г. до Р. Х.) Меша «отложился» от его преемника Иорама, но потерпел от него поражение (4-Цар. 3:5-27). Виновниками того разорения Моава, которое описано Исаией в главах 15-16, явятся ассирийцы: от них-то и бежали моавитяне на юг, в Едом.

а. Поражение Моава (глава 15)

1) Плач по Моаву.

Ис. 15:1-4. Моавитяне не могли не радоваться победам ассирийцев над израильтянами и переселению последних при Тиглат-Палассаре II и Саргоне; это сулило им облегчение, но Исаия предупреждает их о бедствиях, которые грядут на них самих от тех же ассирийцев. Так означает здесь «Воистину так и будет!» Ар-Моав значит «город Моав» (расположенный на р. Арнон, он был главным городом моавитян).

Кир-Моав, в переводе – «Стена Моава»; так называлась самая неприступная крепость моавитская, построенная на высокой, почти отвесной горе Керак. И укрепленный город и сильная крепость будут разорены и уничтожены ночью (этим уточнением пророк подчеркивал, что нападение будет неожиданным и тем более ужасным, что ассирийцы обрушатся на спящих людей, не готовых к сопротивлению).

«Он» в стихе 2 – это Моав. Охваченный великой скорбью (знаки ее – остриженные головы и обритые бороды), он рыдает по городам своим. На основании лингвистического анализа высказывают предположение, что «Байт» может означать «дом», и тут, возможно, подразумевается «место жительства», или капище бога Хамоса, к которому восходит (как и на высоты, или возвышенные места, где сооружались языческие капища) Моав, чтобы плакать. Дивон – город, в котором родился царь Меша, был расположен севернее реки Арнон (Чис. 21:30; 32:3). В городе Невб. расположенном на горе с тем же названием (место кончины Моисея), находился один из моавитских храмов. Медева находилась на юго-восток от Нево.

Вретищем препоясывались в знак скорби (стих 3). Плоские кровли восточных жилищ служили местом, где принимали пищу, отдыхали, общались и… плакали в дни бедствий.

Следует перечисление городов моавитских. Есевон упоминается в Чис. 21:25, а Яаца (как полагают, приграничное моавитское поселение на востоке) – во Втор. 2:32. Даже и воины Моава станут рыдать, видится Исаии, – от бессилия защитить свою землю (стих 4).

2) Бегство Моава.

Ис. 15:5-9. Бедствие, открывающееся духовному взору пророка, так велико, что даже его сердце сжимается, рыдает… о Моаве. Он слышит страшный крик, слышит плач людей, бегущих в надежде спасти свою жизнь, и внутренне вторит ему. Он «переводит взгляд» от поверженных северных городов к городам юга, куда направляются беженцы. Бедствие, однако, надвигается и на эти города. Сигор находился на юго-восточном берегу Мертвого моря; это он назван «третьей Эглой», при более точном прочтении «трехлетней телицей» (подразумевается: город Сигор-крепкий, сильный, как телка, еще не знавшая тягловой работы).

Дорога Хоронаимская вела к Мертвому морю. Прекрасные луга и пастбища окружали город Бет Нимру (принадлежавший колену Гадову, он находился вблизи моавитской территории). Эти луга питали источники вод, названные пророком «водами Нимрома»; все там разорено, вытоптано, засохло, иссякли и сами источники, горестно восклицает Исаия.

Все. что удалось беженцам сохранить и спасти, они спешат унести за реку Аравийскую (так названа река, впадающая в Мертвое море на юго-востоке; стих 7).

Полагают, что «Димоном» пророк нарочито называет здесь уже упоминавшийся Дивон, родину царя Меши. При таком изменении слова оно становится по-еврейски созвучным слову «кровь»; под «водами» в стихе 9 понимается р. Арнон. на которой стоял Дивон. В городе прольется кровь, и река «наполнилась» ею, «видит» пророк. Но бедствиям Моава еще не конец, говорит Господь устами Исаии, ибо и на убежавших из него и на оставшихся Я наведу… львов (под последними, скорее всего, подразумеваются все еще не насытившиеся кровью враги Моава).