Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

6. О ЕГИПТЕ (главы 19-20)

Глава 19 «сфокусирована» на Египте; в главе 20 продолжение этой «темы» и возвращение к Ефиопии. Как и в других предсказаниях, историческая ситуация, в которой «ассирийский зверь» стремительно «заглатывает» одни за другими города и страны ближневосточного региона, служит у Исаии и прообразом будущих событий.

а. Египет будет наказан (19:1-15)

Некоторые современники Исаии обращали свой взгляд к Египту в надежде найти в нем возможный оплот против ассирийской угрозы. Но пророк видел, что искать помощи у Египта – напрасно, потому что суд Божий обрушится и на него.

1) Внутренние проблемы Египта.

Ис. 19:1-4. Образ Господа, быстро «грядущего» на облаке легком… в Египет, чтобы совершить суд над ним.

Египет изначально был страной многобожия (таблицу «Египетские казни, боги и богини Египта» в комментариях на 7-ую главу книги Исхода), причем со временем их становилось в египетском пантеоне все больше. И все они потрясутся от лица Иеговы, говорит Исаия, и, конечно, не в состоянии будут спасти своих почитателей от гнева Его; сердца их ослабеют, замрут от страха.

Грядущий суд начнется с внутренних разногласий в стране, с междуусобных войн (стих 2); в самом деле, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств, что не могло не помочь ассирийцам и ефиопам завоевать страну (после смерти пророка).

Дух политиков Египта и его государственных деятелей, пророчествовал Исаия, будет приведен в смятение, их планы не осуществятся (совет их будет разрушен). И не помогут им идолы их, чародеи и вызывающие мертвых, и гадатели.

Хотя в целом пророчество Исаии относилось, очевидно, к постепенному упадку Египта, который из великой державы превратится (к концу 6-го века до Р. Х.) в провинцию Персидского царства, а в 4-ом веке будет покорен Александром Македонским (как один из признаков его «деградации» историки отмечают то обстоятельство, что к началу христианской эры Египет «славился» лишь как экспортер сельскохозяйственных продуктов), в стихе 4 речь идет о ближайшей его перспективе: о господстве над этой державой, пережившей тысячелетия, ассирийского царя Асардана.

2)О снижении плодородия Египта.

Ис. 19:5-10. Желая показать, что кары, грядущие на Египет, действительно будут судом Божиим, Исаия говорит об истощении его природных ресурсов. Египет будет поражен засухой, и обмелеют… истощатся воды его. Море и река в стихе 5 означают одно и то же: Исаия подразумевал Нил, залог сельскохозяйственного процветания Египта; со всеми его притоками, рукавами и отводными каналами он был подобен разветвленной кровеносной системе страны.

Почва его обогащалась ежегодными разливами Нила – при оскудении же водных ресурсов растения и поля… по берегам великой реки и все, посеянное на них, неизбежно засохнет… исчезнет. Горестная участь постигнет не только крестьян; восплачут… впадут в уныние и рыбаки (Нил изобиловал рыбою); стихи 8,10. В стихе 9 (сравните Исх. 9:31) речь идет о чесальщиках льна (из льняной материи изготовлялись священные одеяния); без обилия воды лен не растет. Пострадают и изготовляющие полотняные материи – все, кто работают на «растительном сырье», предвидит Исаия.

3)Вся мудрость Египта не поможет ему.

Ис. 19:11-15. Египет славился в древнем мире своими мудрецами из касты жрецов; посвященные в «законы» и практику магии, вступавшие в контакты с силами мира иного, они были обладателями знаний, недоступных другим, которые передавали по наследству только своим сыновьям. Страна древнейшей культуры, Египет был широко известен и писаниями своих мудрецов.

О них-то, о тех, кем славно было царство фараона, пророчествует Исаия, что весь их «коллективный разум» (совет мудрых) потеряет силу, сделается бессмысленным. Он называет их «князьями Цоанскими»; Цоан был крупным городом, расположенным на восточной стороне Нила, и долгое время являлся столицей нижнего Египта. (упоминания о нем в Чис. 13:23; Пс. 77:12,43; Ис. 30:4; Иез. 30:14.) При жизни Исаии

2) в этой резиденции фараона, как и во второй столице Нижнего царства – Мемфисе (Иер. 2:16; 44:1; Иез. 30:13; Ос. 9:6), собран был «цвет» мудрецов. «Я сын мудрецов, сын царей древних» – стих 11; хранителями всяческого, в том числе тайного знания в Египте были, как уже сказано, жрецы, и из жреческой касты часто избирались фараоны – отсюда это «сын мудрецов – сын царей».

И вот о них – «мудрецах и сыновьях мудрецов» и обо всех правителях Египта говорит иудейский пророк, что они обезумели (стих 11, 13), обманулись, и в безумии своем совратили Египет с пути (т. е. повели его не той дорогой, какой следовало). Ибо не с мудростью Господа «соревноваться» им, не Его «определениям» противиться (стих 12); не спасти им Египта от той участи, на которую обрек его Господь Саваоф. В стихе 14 о «мудрых» и «князьях» фараонова царства сказано, что они блуждают, словно пьяные, не ведая своего пути, потому что Господь вселил в них дух опьянения.

Голова и пальма в стихе 15 олицетворяют представителей жреческой касты, высшего класса, а хвост и трость (тростник) – обычный народ. Ни на что не способными окажутся и те и другие.

б. Египет подчинится Израилю (19:16-25)

Как уже неоднократно говорилось ранее, фраза В тот день (в этом разделе она повторяется пять раз: в стихе 16, 18-19, 21, 23) часто подразумевает суд, за которым последует благословение. В 19:16-25 Исаия подчеркнуто говорит о последствиях суда или судов над Египтом: придет день, когда Египет станет бояться Господа, осознав, что только Он – истинный Бог.

1) Египет и Иуда «поменяются ролями».

Ис. 19:16-17. В отличие от времени Исаии, когда Иудея рассчитывала на помощь Египта, наступит иное время, когда – ценой пережитых испытаний и бедствий – Египет признает в иудеях силу, доминирующую в мире, поскольку именно их избрал Господь Саваоф. Сквозь эту «призму» и надо рассматривать слова пророка об «ужасе» египтян перед иудеями: это образ страха и благоговейного трепета их перед иудейским Богом, Господом Всемогущим. 2) Египет обратится к Господу.

Ис. 19:18. Число пять по отношению к «городам», по-видимому, имеет символическое значение. Если исходить из того, что десять – один из символов полноты в Библии, то «пять», скорее всего, означает многие. В обратившихся к Господу городах станут говорить по-еврейски – не в том смысле, что жители их откажутся от собственных языков, а в том, видимо, что они станут мыслить (в духовной сфере), как евреи.

Крайне труден для понимания «город солнца» (по другим переводам – «город разрушения»); если принять, что Исаия говорит о Гелиополисе (который был одним из главных городов в южной части египетской Дельты, название его в переводе с греческого означает «город солнца»), то не хотел ли он подчеркнуть, что и в том городе, чье имя связано с языческим культом солнца, станут поклоняться Господу? Ответить на этот вопрос определенно – нелегко.

Жертвенник Господу… и памятник (точнее с еврейского: обелиск) Ему будут установлены в центре Египта и на границе его – в знак того, что в стране введено истинное Богопочитание (стих 19). Трудно предположить, что Исаия имел в виду относительно немногочисленные случаи обращения египтян в иудаизм, которые известны были в ветхозаветное время. Пророчество это явно обращено в отдаленное будущее мессианской эры.

Пророк снова говорит о пути к истинному Богу: это гнет притеснителей (стих 20), это «поражение» страданием (стих, после которых наступят избавление и исцеление. Обращение египтян к Господу, естественно, видится Исаии в образах еврейской религии (стих 19, 21; сравните с Зах. 14:16-19; Мал. 1:11). К языческому народу, который познает Его, Господь станет относиться так же, как к избранному Своему народу: Он будет «поражать» его в целях вразумления, «поражать» (повторено дважды в стихе 22) и исцелять; Он услышит египтян так же, как слышит евреев.

4)Мир утвердится на земле.

Ис. 19:23-25. Подобную ситуацию иудеи, современники Исаии, едва ли могли воспринять. Но он, провидящий путь всего человечества к Господу, предсказывал наступление ее. Говоря о будущем, Исаия говорил о царстве Мессии, в котором не только Египет, но и Ассирия будут служить Господу (стих 23 Названные здесь языческие народы, надо думать, символизируют все народы мира, которые будут благословлены Господом в Его Тысячелетнем царстве. Большая дорога в стихе 23 – это, очевидно, древняя дорога, которая из Египта вела, через восточную Палестину и Сирию, в Месопотамию (Быт. 37:25). Но тут и она – образ объединения исконно враждовавших между собой народов, которые теперь будут посещать друг друга как братья (Израиль, враждовавший то с египтянами, то с ассирийцами, назван третьим в этом новом союзе).

В последнем стихе этой главы Исаия говорит от имени Господа, подчеркивая, что, наряду с наследием Его – Израилем, и Египтяне – народ Его, и Ассирияне – дело рук Его. В стихах 23-25 пророк, по словам одного из исследователей ки. Исаии, вводит всю землю «под сень благословения Божия, предвозвещает грядущее вселенское Царство, в котором нет ни еллина. ни иудея».