Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

б. Исаия отвечает от имени Господа (37:5-7)

Ис. 37:5-7. Кратко, но успокоительно прозвучал ответ Исаии, устами которого говорил Господь: ни дерзких слов, произнесенных слугами царя Ассирийского, ни дел самого этого царя иудеям бояться не следует. Ибо по воле Господа произойдет нечто (Сеннахирим услышит весть), что заставит грозного царя ассирийцев возвратиться в землю свою, где встретит он свой конец (об осуществлении этого пророчества читаем в стихах 36-38).

е. Ассур терпит поражение от Бога (37:8-38)

Ис. 37:8-13. Между тем, Сеииахирим ушел из Лахиса в Ливиу, находившуюся километров на семь севернее. Туда и отправился с «докладом» к нему Рабсак. В Ливне, видимо, узнал Сеннахирим (стих 9) о том, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский. По-еврейски: «царь страны Куш» (подразумевалась территория, включавшая в себя южную часть Египта, отчего Тиргак именовался порой «царем Египетским», Судан и северную часть современной Эфиопии). Тиргак и Езекия были союзниками. Потому и послал Сеннахирим послов к Езекии с повторным предупреждением, чтобы тот не полагался на Бога своего (стих 10).

Заклятие в стихе 11 имеет значение полного уничтожения. Гозан (стих 12) – город на р. Габор, покоренный ассирийцами за сто лет до того. Харан – город в северо-западной Месопотамии, в котором некогда жил Авраам, в то время был ассирийской крепостью. Рецеф – один из сирийских городов, тоже захваченный на 100 лет ранее ассирийцами. Полагают, что Еден был маленьким государством в северной Месопотамии, и что Фалассар был одним из городов Едена. Относительно Емафа, Арпада и Сепарваима в толковании на 36:19. Местонахождение Ены и Иввы не установлено; предположительно они находились на территории Вавилонии.

Ис. 37:14-20. Прочитав письмо, доставленное ему послами, Езекия… пошел в дом Господень, и там развернул его… пред лицем Господним. Следует (стихи 15-20) молитва иудейского царя, на этот раз исполненная искренней веры и горячего упования. Сидящий на херувимах (стих 16) означало, что Иегова, невидимый, пребывает в храме – над крышкой ковчега завета, украшенной изображениями херувимов (1-Цар. 4:4; 2-Пар. 6:2; 1-Пар. 13:6).

Хотя и устрашенный угрозами ассирийцев, царь Езекия сознает, что цари Ассирийские потому опустошили все страны и земли (стих 18), что те не имели Защитника в лице Иеговы, ибо их боги были всего лишь «изделием рук человеческих» (стих 19). Между тем, Господь, Бог всех царств земли (стих 16), включая Ассирию, в силах спасти народ Свой от руки Сеинахирима – да узнают все племена и народы (стих 20), что только Он – Бог евреев – является единственным и истинным Богом.

Ис. 37:21-35. От Исаии царь узнает, что на молитву его отвечено: царя ассирийского ждут позор (стих 22) и поражение. По своему содержанию сообщение Исаии может быть поделено на три части. Первое: ассирийцы снимут осаду Иерусалима и уйдут (стихи 21-29). «Девствующей дочерью Сиона» Иерусалим мог быть назван в том смысле, что ни разу еще не владели им враги. Сеннахирим, посмевший поносить Бога Израилева, будет наказан и за свое богохульство.

Ливан (стих 24), подразумевающий и страну и высочайшую гору с одноименным названием, возможно, служит здесь иносказанием (как и картина опустошения его ассирийцами), хотя и буквальное прочтение стиха не исключается. Если же понимать стих 24 как иносказание, то речь в нем идет о покорении Сеннахиримом многих городов и стран Палестины, об уничтожении ассирийцами лучших и наиболее знатных их граждан (уподобляемых «рослым кедрам» и «отличным кипарисам»).

В стихе 25 речь о выкапывании колодцев в чужих землях; пить воду из них было символом покорения этих земель.

Сеннахирим в гордыне и дерзости своей возомнил, что завоевывал города и страны потому, что армады его непобедимы (благодаря «множеству колесниц своих»; стих 24). В стихах 26-28 Господь отвечает ему устами Исаии, что все это было издавна предопределено Им, и он, Сеннахирим, лишь выполняет Его предначертания. И каждый шаг его известен Иегове, как известны Ему и дерзкие высказывания ассирийца в Его адрес (стих 28).

Пришло время наказать царя Ассирии за надменность. Он возвратится в свою страну с позором. Это передано метафорой во второй части стих 29. Известны древние барельефы, на которых изображены гонимые ассирийцами пленные: они скованы цепью, пропущенной через кольца в их ноздрях. Так же вот «стреножен» будет теперь и всесильный царь ассирийский.

Второе. Бог заверил Езекию, что сохранится в доме Иудином остаток, и жизнь в нем «войдет в норму». объяснение к стихам 30-32 в комментариях на 4-Цар. 19:29-31.

В третьей своей части (стихи 33-35) пророчество содержит обещание, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и не причинит ему вреда. Ибо Сам Господь будет охранять город сей.

Ис. 37:36-38. Глава завершается кратким сообщением о внезапной и таинственной гибели множества ассирийских воинов и последовавшим за этим снятием осады Иерусалима. Так исполнилось предсказанное Исаией неоднократно: 30:27

33; 31:8-9; 33:1,18-19. Заметим, что цифра, приводимая в стихе 36, может быть прочитана и как 5180 – однако и в этом случае «поражение» ассирийцев свыше было чудовищным. Высказывались разные предположения о причине их гибели, в частности, что лагерь их «скосила» эпидемия чумы. Сам Сеннахирим был, однако, убит дома (во исполнение пророчества Исаии; 37:3) 20 лет спустя – в 681 г. до Р. Х. Убийцами его стали собственные сыновья его.