Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

5. ОБ ЕФИОПИИ(17:12 – 18:7)

Ис. 17:12-14. Хотя, по мнению многих толкователей, стихи эти лучше читать в контексте главы 18, они, как представляется, в равной степени воспринимаются и завершающими предыдущий раздел.

В стихах 12-13 – образ многонациональной ассирийской армии, включавшей в себя воинов из всех покоренных ассирийцами племен. Шум, производимый этими полчищами, уподобляется реву сильных морских волн. Он, «погрозивший им», – это Бог, от дуновения Которого они разлетаются, словно прах и пыль. Вечер – утро: быстротечность ассирийской угрозы.

Ужас охватил иерусалимлян вечером – при виде этой армии, расположившейся под стенами их города, но ночью Ангел Господень истребил тысячи и тысячи этих грабителей (4-Цар. 19:35; Ис. 37:36-37). Такова участь… разорителей наших, предвидит пророк. (В приведенных здесь ссылках указывается, как известно, цифра «185 тысяч». Но в библейском словаре Э. Нюстрема, на стр. 401, читаем, что «еврейское выражение «сто восемьдесят пять тысяч» может также обозначать 5180».)

Ис. 18:1-2. Ефиопия, являющаяся темой этого пророчества Исаии, включала в себя южный Египет, Судан и северную часть современной Эфиопии. В стране этой водилось невероятное количество мух – отсюда, возможно, образ земли, осеняющей (точнее, осененной) крыльями. Но поскольку при буквальном переводе с еврейского начало стих 1 звучит как Горе земле, наполненной шумом крыльев, полагают, что скорее тут подразумевается саранча.

Ефиопия лежала к югу от Египта, и границы ее образовывали несколько рек, включая Нил. Пророку, жившему в противоположном конце – в Палестине, т. е. на севере от Египта, Ефиопия видится расположенной по ту сторону этих рек.

Известно, что эфиопы обращались к филистимлянам и иудеям с предложением заключить союз против ассирийского царя Сеинахирима. Их послы плыли в быстроходных лодках, изготовленных из египетского тростника – (в папировых суднах) по Нилу, который часто называли морем.

Исаия отсылает этих послов обратно, к их народу (начало стих 2), подразумевая, очевидно, что Иудея, хранимая Иеговой, не нуждается в заключении военного союза против Ассирии даже и с таким сильным народом, как эфиопы. Он определяет их (при более точном переводе с еврейского) как людей высокорослых, с гладкой блестящей кожей (а не «крепких и бодрых»); «страшный от начала» правильнее читать как «даже издалека производящий грозное впечатление», а «народ рослый» – как «народ-повелитель». Со второй трети 8-го века до Р. Х. ефиопы обрели – своими завоевательными войнами – славу народа, «все попирающего». Под реками, которые разрезывают… землю Ефиопскую, понимались или притоки Нила или многочисленные ирригационные каналы.

Ис. 18:3. В стихе 3 пророк предлагает всем, «населяющим вселенную», т. е. народам известного ему азиатского и африканского мира, наблюдать, как начнет Свою войну против Ассирии Господь. Во второй части стиха иносказательно говорится о знаках и сигналах войны (знамя… труба).

Ис. 18:4-6. Господь сказал ему. говорит пророк, что не станет с этим спешить. Ибо Он спокойно смотрит из жилища Своего на то, как разворачиваются события на земле (образы этого спокойствия в стихе 46). Он намерен попустить Ассирии исполнить свою миссию – «бича» в Его руке до конца (сравните 10:12,25,32; толкование на эти стихи), и только когда «виноград (образ ассирийских агрессоров) созреет», Он отрежет… ветви его и отрубит отрасли, а то, что от этого «винограда» останется, бросит на корм хищным птицам… и зверям полевым (стих 6; образ тех, кто поселится на территории бывшей Ассирийской империи). Все это, естественно, иносказание гибели могучей ассирийской державы.

Ис. 18:7. Исаия предсказывает, что под впечатлением сокрушительного поражения Ассура эфиопы признают могущество Господа Саваофа и принесут дар в храм Его на горе Сион, к месту имени Его. Не известно, осуществилось ли это предсказание. Может быть, пророчествуя об этом, Исаия провидел время от него далекое, когда все народы мира, включая ефиопов, станут поклоняться Господу в Его Тысячелетнем царстве (Зах. 14:16).