Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

б. Ответ Господа (глава 65)

Можно, пожалуй, сказать, что в ответе Господа на молитву пророка (или «благочестивого остатка» Израиля) подводится своего рода итог как мыслям автора, выраженным на протяжении всей книги, так и полученным им откровениям свыше, которые он стремился донести до читателя. Так, в стихах 1-7 Иегова говорит, что постоянно являл Свою любовь непокорному Израилю, но тот неизменно отвергал ее и из поколения в поколение творил беззакония, тем обрекая себя карам небесным.

Временные границы тут снова как бы стерты: так было, есть и будет, ибо Израиль не перестанет «ходить по своим помышлениям», т. е. руководиться своими прихотями. В процессе «судов», однако, страдало и будет страдать непокорное большинство народа, тогда как верный Иегове остаток его будет Им храним и благословляем, но во всей их полноте благословения и обетования Божии осуществятся в мессианском Царстве (стихи 8-12).

Принцип противопоставления праведных неправедным проходит через всю главу, в стихах 13-16 противопосталяются судьбы их в будущем. Настанет время, когда Господь установит славное Царство Свое, в котором утвердятся праведность и мир (стихи 17-25). Но войдут в него только те, которые научатся доверять Господу. Глава 65, как и вся в сущности Книга Пророка Исаии, проникнута мольбой пророка к его соплеменникам: научитесь сердцем верить Господу, Богу вступившему с вами в завет, и в согласии с этим заветом жить праведно.

Ис. 65:1-7. По-разному понимают смысл стиха 1. Весь ли он о язычниках – «народе, не именовавшемся именем Иеговы» (в отличие от евреев), который «не искал» Его и которому Он, тем не менее, открылся по милости Своей? Правильнее, по-видимому, читать стих 1 как «относящийся» в первой половине своей к евреям, а во второй – к язычникам. Читать его в том смысле, что и евреи не сами искали истинного Бога, но Он пожелал открыться им, не вопрошавшим о Нем. Однако народ, избранный Богом, не оценил этого откровения и призвания своего, и напрасно Господь всякий день простирал к нему руки (стих 2). Тогда-то и «заговорил» Иегова к народу, не именовавшемуся именем Его, т. е. к неевреям (стих 16).

Как ни понимать стих 1 и тесно с ним связанный стих 2, надо признать, что пророку открывается здесь время первого пришествия Христа, и это подтверждается цитированием данного места апостолом Павлом (Рим. 10:19-21). Трудность совместного прочтения стихов 1-2 заключается, по-видимому, в нечетком переходе от язычников в стихе 16 к иудеям в стихе 2; затрудняет прочтение и двоеточие после «Меня» в стихе 1, которое как бы подразумевает, что речь в этом стихе идет о ком-то одном (о язычниках или, напротив, о евреях, которые ведь тоже – до того, как были избраны Иеговой, – «не именовались именем Его»).

Следует перечисление оскорблений, которым Иегова подвергается со стороны Израиля (стихи 3-4); народ этот оскорбляет Его в лице, т. е. откровенно, всеми видами практикуемого им идолопоклонства Евреи поклонялись Астарте (культу которой сопутствовала ритуальная проституция) в священных рощах, или дубравах (у деревьев, изображавших эту языческую богиню); они «сожигали» фимиам на черепках (по другим переводам – «на алтарях, сложенных из камней»), на которых начертаны были некие таинственные знаки (ритуалы, заимствованные у хананеев; Лев. 26:1; имеются, заметим, свидетельства и о существовании в древности особого астрального служения, которое совершали на плоских черепичных крышах домов).

В первой фразе стих 4 речь идет о некромантии, т. е. о вызывании мертвых (сравните с Ис. 8:19; напомним о наказании, постигшем за этот грех царя Саула; 1-Цар. 28:7-25; 31:1-6). Известно, что Моисеевым законом евреям запрещено было употреблять в пищу свиное мясо (Лев. 11:7), они, однако, в каких-то случаях нарушали этот запрет, вероятно, в связи с выполнявшимися ими языческими ритуалами. Под «мерзким варевом в сосудах» могла пониматься как та же свинина, так и «пища» для богини земли (именовавшейся у разных народов по-разному), которую изготовляли служительницы ее культа из различного вида зерен.

Поклонявшиеся идолам, наряду с Иеговой, по всей видимости, полагали, что делаются от этого «еще более святыми» (примечательно, что предававшиеся разврату жрицы Астарты назывались словом кодеш. т. е. «священные», «святые») – стих 5. В стихе 56 – вероятный намек на «огненное наказание», которое постигнет всех этих нечестивых. Стихами 6-7 такое понимание подтверждается: Господь прямо говорит, что «воздаст» им и поразит их в самое недро их, т. е. весьма глубоко (чувствительно), и что им «отмерено» будет и за беззакония отцов их, служивших идолам «на высотах» и тем поносивших Господа.

Ис. 65:8-12. Отсюда начинается серия выразительных антитез (противопоставлений), столь характерных для Исаии: нечестивым и их незавидной судьбе противопоставляются благочестивый остаток и его светозарное будущее (аллегория виноградной кисти, имеющей в себе сок, которая сохранилась на испорченной, по-видимому, лозе; стих 8). Господь… говорит, что не повредит такой кисти… ибо в ней продолжает действовать благословение; иносказание тут же «расшифровывается» Им: не всех… рабов Своих (израильтян) погубит Он. Но, напротив, произведет от очищенных верностью Ему (Иаков и Иуда в стихе 9 обозначают Израиль верный Иегове) многочисленное потомство (семя), которому отдаст во владение «горы Свои» (подразумевается «изобилующая» горами Палестина), где оно будет жить.

В стихе 10 названы плодородные долины, которые тоже станут собственностью народа Иеговы, точнее, той его части, которая «взыщет Его». (Прибрежная долина Сарон, или Шарон, простирается южнее горы Кармил, а долина Ахор – Ос. 2:15 – на запад от Иерихона.) Иное ожидает (стихи 11-12) нечестивцев, оставивших Господа, тех, которые поклоняются (в частности) сирийским божествам Гаду (Гададу) и Мени (в сложно «переплетавшихся» между собой языческих пантеонах они «ответственны» были за дарование людям доброй судьбы и счастья, но и за целый ряд других вещей). Почитатели чужих богов, которые не слушали Иегову, не отвечали на Его призыв, избирая то, что было неугодно Ему, будут преданы Им мечу… на заклание.

Ис. 65:13-16. Продолжение серии антитез в стихах 13-14 с устрашающе звучащим заключением в стихе 16. Кары, которые обрушатся на некогда избранных Иеговой, но отвергших Его по собственной воле, будут столь страшны, что и самое имя непокорных будет звучать как проклятие, сделавшись как бы синонимом обозначения всякой Божией кары. (Напомним, что имя соответствовало в ветхозаветном сознании сути предмета.) Мысль, выраженная в первой фразе стих 15, усиливается второй его фразой; в третьей же фразе – вновь исполненная глубокого смысла антитеза: а рабов (т. е. верных) Своих Господь назовет иным именем («в закрепление» их «сути») – надо полагать, народом Святым, семенем благословенным (сравните со стихом 23).

Ибо кто удостоится его на земле, будет благословляем Богом истинным. В то, мессианское, время осуществится все, что обещано было в Ветхом Завете, – и прежние скорби будут забыты, так что Бог, взирающий на землю, уже не увидит их. Истиной станет все, о чем Он говорил применительно к этому светлому будущему, потому и станут люди клясться Им как Богом истины.

Ис. 65:17-25. Тысячелетнее царство, которое представляется здесь Исаии, по всей вероятности, сливается в его видении с вечностью. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю. В видении апостола Иоанна «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1) следуют за Тысячелетним царством (Откр. 20:4). Повторим, что в откровении, данном Исаии, эти две «фазы» Божиего правления, по-видимому, не разграничены. Да ведь и то верно, что 1000 лет – слишком «малая величина» на фоне вечности. Напомним, что наступление ее Исаия провидел и раньше (51:16). В Иерусалиме Царства (или вечности) не будет слышно голоса плача и… вопля, в нем будут царить веселье и радость.

Да, в тысячелетнее правление Христа люди все еще будут умирать, но не прежде чем насладятся полнотой земных дней своих. И, умирая, они все еще будут выглядеть, как юноши, т. е. не будут изуродованы приметами старости и ее недугами. Последнюю фразу в стихе 20 некоторые переводят как «не достигший ста лет будет считаться грешником, настигнутым проклятием».

В стихах 21-23 – картина долгой благословенной жизни, не знающей эксплуатации чужого труда, нищеты и горя. Сказанное в них явно звучит антитезой, но по отношению к проклятию, записанному во Втор. 28:30-33. В стихе 24 – как бы ответ Иеговы на вечные сетования иудеев, будто Господь «не слышит» их: в мессианском Царстве на молитвы верных Ему Он будет отвечать прежде нежели они произнесут их.

В заключительном стихе главы – иносказание гармонического бытия, в котором не останется места злу, непримиримым противоречиям, взаимному «пожиранию» друг друга, так называемой «борьбе за существование». «Святая гора» -символ пребывания Бога среди людей, Его управления земным сообществом (толкование на 11:9).