Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Е. Отмщение и благословение (главы 34-35)

Вместе эти две главы подводят к кульминационному моменту в развитии Исаией тем суда и спасения, которым столько места уделено в предыдущих главах. Главы 36-39 содержат свидетельства об осуществлении в истории многих из его пророчеств, записанных в первой половине книги. Мотив отмщения Ассирии свыше (30:27-33; 31:8-9; 33:1,18-19) естественно подводил пророка к откровению о Божием суде над вселенной в годину великой скорби. За ним, в виденьи Исаии, последует благословение Богом избранного Его народа, Израиля, в Тысячелетнем царстве (глава 35).

1. О ДНЕ ГОСПОДНЕГО ОТМЩЕНИЯ (глава 34)

а. О суде над миром (34:1-4)

Ис. 34:1-4. В стихе 1 – призыв ко всем народам слушать и внимать страшному этому пророчеству, ибо оно касается всего мира. Под «воинством» в стихе 2, по-видимому, понимаются не армии земли, а людские массы. Еврейское слово, переведенное как «заклятие», подразумевало необратимое посвящение чего-либо Господу в значении полного уничтожения его (сравните со стихом 5); заклание здесь метафора обреченности (на гибель).

«Звезды истлеют» (стих 4) – по другим переводам «растворятся»; небеса свернутся, небесные тела станут падать, подобно листьям с деревьев. Все это произойдет от действия беспримерного небесного жара, огня. Катастрофические события на небе будут сопутствовать возвращению Христа на землю для установления Тысячелетнего царства (Иоил. 2:10,30-31; 3:15; Матф. 24:29). Но картина, нарисованная Исаией в 34:4, весьма напоминает то, что, согласно книги Откровения, произойдет в дни великой скорби, по снятии Ангелом шестой печати (Откр. 6:12-13).

б. Суд над Едомом (34:5-17)

Едом служит Исаии лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд Господень. Пророк избирает его в этом качестве по причине постоянной вражды Едома с евреями. Напомним, что едомляне, или идумеи, были потомками Исава, старшего брата Иакова (Быт. 27:39-40).

Ис. 34:5-8. Восор был столицей Едома. Метафорой суда является меч Господа, «упившийся» кровью едомлян – народа, преданного заклятию (толкование на стих 2). Очевидно, «жертвенные животные», перечисляемые в стихах 6-7, – ни что иное, как образ тех же едомляи, переживающих день мщения… год возмездия за все зло, принесенное ими Израилю (Сиону).

Ис. 34:9-17. Картина гибели и запустения Идумеи напоминает о гибели и запустении в результате одновременного или последовательного извержения множества вулканов (их на территории Едома было, хоть и погасших на то время, немало). Никто из людей не станет там более селиться – разве что совы (а не пеликаны), ежи, филины и вороны. Приспособления (вервь… отвес), служившие строителям, в окончании стих 11 – символ разорения страны: Господь точно отмерит пределы территории, которой никогда не быть заселенной.

Не останется у идумееев знатных, из которых можно было бы избрать царя (стих 12). Все там зарастет сорными травами, станет приютом диких зверей (стихи 13-14). Ночное привидение – один из переводов еврейского слова, которое может означать и упомянутого уже филина. Под «летучим змеем» надо, вероятно, понимать змею, внезапно бросающуюся на свою жертву с высоты, например, с дерева.

В стихах 16-17 Исаия подчеркивает, что именно такая судьба, во всех перечисленных подробностях, постигнет Едом, потому что таково решение о нем Господа, Который Духом Своим совершит все это (стих 16), даже и птиц и «зверей пустыни» расселив на этой обреченной земле (стих 17).

Некоторые богословы полагают, что «книгой Господней» (стих 16) Исаия называет собственные пророчества, в богооткровенности которых он не сомневался. Прочитав их, потомки убедятся в их истинности.