Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. О ПРИШЕСТВИИ БОГА В ЛИЦЕ МЕССИИ (61:1 – 63:6)

а. О пришествии Мессии (глава 61)

Ис. 61:1-3. Не приходится сомневаться в мессианском характере этого раздела. «Не знавший» о Троице Исаия, тем не менее, говорит в стихе 1 о Боге в трех Лицах. На Мне относится здесь к Богу Сыну, Мессии, Которого помазал, ниспослав на Него Духа Своего Господь Бог (Отец). Напомним, что помазание (елеем) символизировало освящение свыше лица, вступавшего на особо важное служение; из Ветхого Завета известно, что в теократическом обществе помазывали на царствование, а также на первосвященническое и пророческое служения.

Столетия спустя в Своей проповеди в синагоге Своего родного города (Назарета) Иисус Христос недвусмысленно отнесет к Себе сказанное Исаией в стихах 1-2а (Лук. 4:18-19). Дух Святой был ниспослан на Христа в виде голубя при крещении Его в Иордане (Матф. 3:13-17). Так ознаменовано было помазание Сына Отцом на служение Его всему страждущему человечеству. О характере этого служения Мессия говорит в стихе 1. Впоследствии евангелисты Матфей и Лука запишут слова Нагорной проповеди Учителя.

Сравните сказанное Им там (Матф. 5:3-4 и Лук. 6:20-21) с тем, что сказано Им (устами Исаии) здесь: Господь… послал Меня благовествовать нищим (напомним, что слово «нищим» имеет тут не столько «материальный», сколько нравственный, духовный смысл). И еще миссия Его состояла в том, чтобы исцелять сокрушенных сердцем (т. е. исцелять утешением измученные человеческие сердца), проповедывать пленникам и узникам греха освобождение из уз и «темниц» его.

Не случайно, вероятно, что, цитируя это место в Своей назаретской проповеди, Иисус «остановился на полуфразе», не произнес до конца стих 2, как звучит он у Исаии. Некоторые богословы видят в этом намерение Господа показать, что дело Его на земле не завершится в первое Его пришествие (61:1-2а). О том, что произойдет во второе Его пришествие, Христос в Назарете не сказал, но об этом говорит Исаия в 61:2б-3. Он возвратится, чтобы судить мир, неверующих этого мира (Мих. 5:15; Откр. 19:15-20). Это и будет, днем мщения Бога нашего (сравните с Ис. 34:8; 63:4), за которым последует время утешения сетующих… на Сионе – тех (в контексте предлагаемого «прочтения»), которые «придут от великой скорби».

Не все, однако, склонны рассматривать прерванное Иисусом «цитирование» в Лук. 4:18-19 как нарочитое. И в словах Его, «полностью» звучащих у Исаии, видят лишь свидетельство о «двустороннем» характере Его деятельности: Он будет миловать и утешать страдальцев и праведников, нечестивым же «воздаст отмщением».

Но «связь с Сионом» этих слов (стихи 1-2) – несомненна, и это переносит нас в будущее царство Мессии, где иудеи, вместо пепла (которым посыпали голову в знак скорби и печали), получат украшение (подразумевается диадема, или корона – символ достоинства и власти); вместо плача, Господь даст нм елей радости (сравните Еккл. 9:8; Евр. 1:9); елеем «помазывали» головы не только в знак «освящения свыше», но и по случаю радости (например, гостям, приглашенным на пир).

На излюбленных Исаией «антитезах» строится почти весь стих 3, и смысл их в том, чтобы показать, что на смену печали и унынию придут радость и довольство. Обитатели грядущего Царства, будучи насаждением Господа во славу Его (сравните с 60:21), станут сильными правдою (возможно, «правдою Божией», которая станет их собственной; вероятный смысл выделенных слов и в том, что граждане Тысячелетнего царства будут истинными праведниками).

Ис. 61:4-9. «Мотив» этих стихов явно перекликается со сказанным в предыдущей главе. Речь в них идет о «строительстве», распространении «вдаль и вширь» и процветании Мессианского царства. К возрожденному духовно Израилю, который некогда «пренебрегаем» был народами, они станут относиться с почтением и служить ему (сравните с 60:10, а также с 14:1).

Израиль же сделается «народом священников», т. е. посредником между Богом и другими народами (это сравнимо с ролью левитов в ветхозаветном обществе). Собственно, это и должно было изначально стать одной из функций Израиля в мире (Исх. 19:6), но полностью он, к сожалению, не справился с ней; согласно пророчеству Исаии он осуществит ее в грядущем Мессианском царстве.

Полагают, что израильтяне получат там вдвое (стих 7) в согласии с ветхозаветным правилом, распространявшимся на старших сыновей, ибо они как бы перворожденные у Господа. Как в этом, так и в последующих двух стихах речь о «воздаянии добром» от Господа израильскому народу, много претерпевшему в своей истории, ибо Господь любит справедливость и ненавидит насилие (стих 8). Через Исаию Господь возвещает, что с Израилем, который есть семя, благословенное Им, Он поставит завет вечный, и об этом узнают все народы.

Ис. 61:10-11. Представляется, что в этой главе пророк говорит (более ко всей главе, звучащей как вдохновенный гимн Господу, и к этому, заключающему ее славословию Его, подходит слово воспевает) «от имени» искупленного остатка Израиля. Это ему предстоит радоваться о Господе, Который спасет его и «оденет правдою» (праведностью).

Духовно преображенный Израиль уподобляется в радости своей и жениху и невесте, свадебное убранство которых, в свою очередь, символизирует «радость и веселье» (стих 10). Сравнение в стихе 11 подразумевает, что «посеянные» Богом в человечестве («начиная» с Израиля) семена правды (праведности, стремления к истине) в свое время – и подобно тому, как земля… и как сад «произращают» посеянное в них, – «проявятся» во славу Господа «перед глазами» всех народов.