Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

4. О ДАМАСКЕ (17:1-11)

Ис. 17:1-3. Полагают, что это одно из ранних пророчеств Исаии, в котором он предсказал сильное поражение, нанесенное Дамаску (олицетворяющему всю Сирию) ассирийским царем Тиглат-Палас-саром II в 732 г. до Р. Х. Тогда сирийцы лишились своего царя, который был заменен наместником царя ассирийского. В одной из клинописей, относящихся к тому времени, Тиглат-Палассар говорит о множестве обезглавленных им сирийцев, о тысячах мирных жителей, уведенных в плен, о взятых и разрушенных городах («превращенных как бы в кучу мусора»; сравните это с фразой Исаии в стихе 1: будет грудою развалин). Оговоримся, что какое-то время спустя (и это видно из позднейших пророчеств Иеремии и Иезекииля) Дамаск был восстановлен.

Города Ароерские в стихе 2. вероятно. имя собирательное; Исаия, возможно, подразумевал все города, расположенные на восточной стороне Иордана, которую часто называли землей Галаадской. На древнем Востоке известны были два города под названием «Ароер»: один из них расположен был на реке Арнон (Иис. Н. 12:2) и был изначально аморрейским городом, но при разделе ханаанской земли отошел к колену Рувимову (Иис. Н. 13:9); еще позже он подпал, вероятно, под власть моавитян. Другой Ароер стал «уделом» колена Гадова (Иис. Н. 13:25).

Судя по тому, что сразу после Дамаска пророк упоминает «города Ароерские», карающая рука Божия видится ему простертой на юг от Дамаска – на землю Галаадскую, т. е. на владения Гада, Рувима и Манассии. Повторим, что предсказание это осуществилось в 732 году, когда «ассириец» отнял у Израиля (в царствование Факея, который был по его приказу умерщвлен) северные города и часть заиорданской области («Галаада»), действительно после этого совершенно обезлюдившей (окончание стиха 2 в этой главе).

Поскольку израильтяне (именно они понимаются в стихе 3 под «Ефремом») опирались в своих враждебных действиях против Иудеи на Сирию (Ис. 7), то последняя и названа «твердынею Ефремовой», которой не станет. И та же судьба постигнет сынов Израиля, говорит пророк от имени Господа Саваофа (они будут уведены ассирийцами в плен).

Ис. 17:4-6. Трижды повторяется в этой главе фраза в тот день (здесь и в стихах 7,9). Ею обозначают время излияния гнева Божиего на врагов Его и последующего благословения Им Его народа. Иногда она имеет эсхатологический смысл (относясь ко времени великой скорби и установления затем Тысячелетнего царства Божия на земле), но употребляется и применительно к конкретным историческим обстоятельствам. Именно так надо понимать ее в стихах 4, 7,9, где речь идет о поражении Сирии и Израиля ассирийской армией.

О «тучном теле Иакова», т. е. Израиля, Исаия, по-видимому, говорил, подразумевая значительность его территории, многолюдство его и силу, по сравнению с Иудеей. В результате ассирийской агрессии Израилю предстоит «сделаться тощим», «оголиться», словно сжатому полю (стих 5), и уподобиться обитому оливковому дереву, у которого лишь на самой вершине остаются две-три ягоды (стих 6).

Долина Рефаимская (Иис. Н. 15:8; 18:6), которая лежала на запад от Иерусалима, славилась своим плодородием; царь Давид дважды нанес там поражение филистимлянам (2-Цар. 5:18-20,22-25). Названием своим она, как полагают, обязана древним обитателям Палестины аморреям, отличавшимся высоким ростом (одно из значений слова «рефаим» человек высокого роста).

Ис. 17:7-8. «Оголившись и сделавшись тощим», Израиль обратит… взор свой к Творцу своему… Святому Израилеву, пророчествовал Исаия, и отвернется от сделанных его руками кумиров Астарты и Ваала, потому что поймет, что в дни бедствия лишь истинный Бог может помочь ему. Под «кумирами» понимались покрытые особой резьбой столбы и колонны, посвященные ханаанской богине плодородия Астарте (Ашере, Истар) и ее «супругу» Ваалу, в лице которого язычники поклонялись солнцу. В Северном царстве культы Ваала и Астарты были широко распространены.

Ис. 17:9-11. Речь (в стихе 9) идет об укрепленных городах Израиля и, может быть, его союзников-сирийцев; смысл стиха в том, что, превращенные в развалины, эти города зарастут «лесами» и кустарником. В стихе 10 – обращение к Израилю, «забывшему Бога спасения своего» и насадившего черенки от чужой лозы, т. е. языческие культы. Фраза увеселительные сады в стихе 10 переводится и понимается по-разному. Предполагают, что это сады, насаждавшиеся в честь греческого бога Адониса (культ его проник в среду евреев не непосредственно из Греции, а через Финикию и Сирию).

В стихе 11 пророк укоряет израильтян в том, что они всячески выхаживали «всходы» языческих семян, но горькие плоды – «скорбь жестокую» – пожнут они от них!