Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ГОРЕ ИЕРУСАЛИМУ (глава 29)

а. Иерусалиму не избежать суда (29:1-4)

Ис. 29:1-4. Исаия предсказывает событие, происшедшее в 701 г. до Р. Х., когда ассирийский царь Сеннахирим осадил Иерусалим. В отличие от того суда Божиего, которому предстояло смести с лица земли Северное царство, этот, однако, не будет столь беспощадным: иудейская столица не станет добычей ассирийцев.

Ариилом назван Иерусалим, о чем прямо говорится в стихе 1: это город, в котором жил Давид. Толкователи приходят, на основании лингвистических исследований, к выводу, что само слово «ариил» имеет, по-видимому, два значения: «лев Божий» и «Божий алтарь» (или «жертвенник»; во втором значении это слово употреблено в Иез. 43:15-16). В первом своем значении, применительно к Иерусалиму, оно говорило о могуществе иудейской столицы. Понятие Иерусалима как жертвенника Божиего дважды – но в разном смысле – возникает в стихах 1 и 2. В стихе 1 пророк подразумевает осаду Иерусалима Сеннахиримом и предстоящее кровопролитие как бы на жертвеннике: пусть закаляют жертвы; предыдущая фраза: приложите год к году – могла означать, что произойдет это по окончании текущего года, плюс по прошествии еще одного. В конце стих 2 пророк говорит, что Иерусалим останется «Божиим Ариилом» (жертвенником) в том смысле, что он, несмотря на предстоящий «суд», сохранится как центр богопоклонения.

От имени Господа Исаия возвещает (стих 3), что руками ассирийцев будет действовать Сам Господь: Я расположусь станом вокруг тебя. От Бога придет к иудеям унижение (стих 4); глухая речь, словно из-под земли, свойственна была, по представлениям евреев, мертвецам, которых вызывали из сферы их обитания в шеоле заклинатели (именно их «голос», а не голос чревовещателя, подразумевается в стихе 4). Весь этот стих – образ грядущего унижения.

б. Но последует избавление (29:5-8)

Ис. 29:5-8. В стихе 5 подразумевается внезапное избавление Иерусалима от осадившей его ассирийской армии (тема главы 37). Тогда действительно совершилось, казалось бы, невозможное, объяснимое лишь непосредственным Божиим вмешательством. Как о разлетающихся пыли и полове говорится об ассирйских воинах. Вероятно, «посещение» Иерусалима Господом с целью его избавления виделось Исаии так, как об этом сказано в стихе 6.

О «множестве всех народов, воюющих против Ариила», говорится в стихах 7-8 в том, очевидно, смысле, что ассирийские полчища включали в себя представителей всех народов, покоренных Ассирией прежде. В стихе 8 – развернутое иносказание того жестокого разочарования, которое постигнет врагов Ариила: они ведь не сомневались, что город падет, и что их ожидает богатая пожива. Для иерусалимлян же все это пройдет, как кошмарное сновидение (стих 7). Помимо своего конкретного исторического смысла, стихи 5-8 могли иметь и эсхатологический смысловой оттенок.

Другими словами, через то, что предстояло в ближайшем будущем, тут, вероятно, проступает картина того, что последует в конце времени великой скорби: народы, объединившись, выступят против Иерусалима (Зах. 14:1-3), и тогда явится Господь Всемогущий, чтобы разбить их армии, и угроза с их стороны исчезнет, как сон.

Можно не сомневаться, что когда в одну ночь военный лагерь ассирийцев посетил «ангел смерти», и Сеннахирим вынужден был снять осаду с Иерусалима, жители его были вне себя от радости, но, вместо того, чтобы с благодарностью обратиться к Иегове, вскоре вновь предались обычной для них греховной жизни.

в. О неспособности иерусалимлян понять откровения Божий (29:9-24)

Ис. 29:9-12. В ближайшем смысле пророк подразумевает здесь политическую слепоту иудеев, отражавшую, впрочем, их слепоту духовную: в отношениях с Ассирией они упорно уповали на помощь Египта, вместо того, чтобы довериться Богу и Его помощи. Очевидно, речи Исаии их, в этой связи, лишь удивляли и изумляли (стих 9): не слушая их или отвергая, они ослепляли самих себя и друг друга.

Но в самом этом упрямом отвержении ими советов свыше, передаваемых через него, Исаия видел действие Божией кары: Господь, говорит он, навел на вас… дух усыпления (стих 10); их состояние подобно для него состоянию пьяных (стих 9). Неспособность сограждан понять его пророчества Исаия сравнивает с неспособностью неграмотного читать книгу, либо умеющего читать – прочесть текст в книге, которая не раскрыта. 11-12).

Ис. 29:13-14. Речь о формальном поклонении иудеев Иегове. Да, богослужения они совершают, как положено, но их, якобы, благоговение перед Ним – неискренне: они не столько соблюдают (в духовной его сути) закон, который дал им Господь, сколько «человеческие заповеди», которыми этот закон «оброс» (стих 13). В политике и дипломатии, по крайней мере, иудеи желали быть «самостоятельными».

Господь обещает за то еще раз «удивить» их (и удивил, лишив «в одно мгновение» (стих 5) силы ассирийские полчища), да так, чтобы снова посрамить мудрость их мудрецов, т. е. вновь продемонстрировать им несостоятельность их политических интриг и хитрых военных замыслов. Неоднократно в еврейской истории Иегова поступал со Своим народом необычайно, посылая ему, когда он не ждал, то наказание, то избавление – с целью ослабить его самомнение и, напротив, усилить в нем чувство зависимости от его Бога.

Ис. 29:15-16. Относясь к Исаии с уважением, царь Езекия открыто не выступал против него, но, плетя упомянутые интриги втайне, как он думал, от пророка, он в сущности пытался утаить свои замыслы от Господа. Горе поступающим так, восклицает Исаия, уподобляя их глине, отвергающей горшечника, и творению художника, ставящему под сомнение искусство сотворившего его.

Ис. 29:17-21. С этого момента пророчество Исаии обретает мессианский смысл. Его Еще немного, очень немного относится ко времени наступления Тысячелетнего царства. Пророк говорит о Ливане (в его дни оккупированном ассирийцами), что он превратится в цветущий сад «безбрежный», как лес, и что в тот день глухие станут слышать, а слепые (стих 10) прозреют (сравните с 32:3 и 35:5), и не будет более обидчиков, богохульников, творящих разного рода неправду и несправедливость (стихи 20-21). В связи с последней фразой в стихе 21 напомним, что судебные разбирательства в древней Иудее часто совершались у городских ворот, в присутствии многих свидетелей.

Ис. 29:22-24. Бог искупил Авраама в том смысле, что вывел его из Месопотамии, из среды язычников. Речь, очевидно, идет о верующем «остатке» Иакова, который войдет в Тысячелетнее царство: кончатся его унижения, и все обещанное ему Богом исполнится (в этом смысле он не будет в стыде). Последняя фраза стиха 22 развивает предыдущую: смуглолицые люди не «заливаются краской стыда», но, напротив, от стыда бледнеют.

Начало стиха 23 некоторые понимают так, что дети Израиля (будущие поколения его) увидят дело, которое совершит для них Господь, и когда это произойдет, они станут свято чтить своего Бога (Святого Иаковлева). Под «блуждающими духом» (стих 24), применительно к Тысячелетнему царству, надо, видимо, понимать не только евреев, но всех тех, которые обратятся к Богу: они познают мудрость и, будучи прежде непокорными, научится послушанию (Еф. 4:18).