Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

4. ГОРЕ ОБРАЩАЮЩИМСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЕГИПТУ (главы 31-32)

а. Возвещение горя (31:1-3)

Ис. 31:1-3. Горе полагающимся на помощь египтян и на земную силу, символизируемую тут множеством колесниц и всадников! (Напомним, что за много веков до Исаии Бог, устами Моисея, предостерег евреев от активных контактов с Египтом, в частности, от приобретения там коней и колесниц; Втор. 17:16. Те кони и колесницы, на которые теперь полагались иудеи, как раз и были куплены ими в Египте.)

«Премудрые» дипломаты иудейские не хотят прибегнуть за помощью к Господу, но истинно премудр Он, напоминает Исаия: по слову Своему, которого не отменит, Он выступит против дома нечестивых (имеются в виду все правители тогдашней Иудеи во главе с царем Езекией) и не допустит помощи им со стороны делающих беззаконие (т. е. египтян-язычников).

Может ли плоть, каковой являются Египтяне, и вся их сила (символизируется «конями их») успешно противостать духу Господню! Вместе погибнут и защитник, и… защищаемый! Впрочем, «погибнут» в этом контексте – и образ посрамления тех и других.

б. Защита лишь от Господа (31:4-9)

Ис. 31:4-5. Пророк вновь обращается к мысли о том, что единственным источником истинной помощи евреев был и остается их Господь. он сравнивает Его со львом (скимен – молодой лев), которому ни в малой мере не страшны вопли и крики множества пастухов (образ ассирийцев); он не уступит им. В окончании стиха 4 правильнее читать Господь… сойдет сразиться на гору Сион и на холм его, т. е. туда, где высились храм и царский дворец, и где («на холме» употреблено в значении прилегавшей к Храмовой горе территории Иерусалима) жили простые горожане.

В стихе 5 – продолжение образа «Господней защиты»: Он избавит… спасет… Иерусалим, подобно тому, как птицы спасают своих птенцов. (Что и произошло в ночь внезапной гибели тысяч ассирийских воинов, стоявших станом под Иерусалимом.)

Ис. 31:6-7. Возвращение к Иегове, от Которого иудеи (сыны Израиля) отпали, пророк ставит в прямую взаимосвязь с отвержением ими в будущем идолов, поклонение которым вводило евреев в разнообразные грехи и преступления.

В тот день в стихе 7 не только не имеет мессианского значения, но соответствует некоему неопределенному историческому будущему, поскольку (как уже неоднократно замечалось) конкретные моменты в будущем далеко не всегда пророками различались: то, что они видели, открывалось им в образах, а не в некоей хронологической последовательности. В стихе 7 день поражения ассирийцев и «день» отречения евреев от идолов как бы сливаются для Исаии в единый «тот день».

Ис. 31:8-9. Вновь утверждение, что Ассур падет не от человеческого меча: меча он избежит, но (подразумевается) истреблен будет Божией силой (Ангел Господень умертвил многие тысячи ассирийцев; Ис. 37:36). Окончание стиха 8 надо читать в том смысле, что выжившие ассирийские воины будут взяты в плен, станут рабами.

Стих 9. Ассирийские командиры, увидев павших своих и при виде иудейского знамени, придут в ужас и побегут прочь от того места, где располагался их военный стан («крепость»), что и произошло…

Огонь на Сионе (стих 9); вероятно, имеется в виду Господень жертвенник всесожжения, огонь на котором поддерживался постоянно. Словом горнило переведено еврейское «печь» (для выпечки хлеба); некоторые видят тут намек на домашний очаг, символизирующий, что «пребывание» Господа в Иерусалиме подобно пребыванию Его в «родном доме».