Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Ис. 45:1-4. Глава 45 является прямым продолжением предыдущей, так что и самое разделение их представляется несколько искусственным. Впрочем, известным «оправданием» этому может послужить высокоторжественное библейское Так говорит Господь, нередко предваряющее сообщение чего-то крайне важного. Тут им начинается единственное в Ветхом Завете непосредственное обращение Господа к языческому царю, которого Он, что и вовсе удивительно, называет «Своим помазанником».

Словом этим ознаменовано было, как известно, вступление двух первых еврейских царей – Саула и Давида – в особые взаимоотношения с Богом (1-Цар. 10:1; 16:6). Возможно, по мысли Господа, Кир должен был послужить своего рода царем (как источником благословений свыше) для плененного Израиля, не имевшего в ту пору собственного царя.

И (что нередко бывает у Исаии) Кир в его повествовании, будучи лицом вполне историческим, мог в то же время выступать как прообраз Помазанника – Мессии, призванный, как и Он (в виденьи Исаии) к исполнению двух функций: к освобождению избранного народа и к совершению Божиего суда над всеми в Бога неверующими (последнему соображению весьма созвучны слова, сказанные о Кире в заключительном стихе главы 44 «пастырь Мой… исполнит… волю Мою»). «Избрание» Кира в этом смысле Богом, может быть, объяснялось и замечательными нравственными достоинствами этого мудрого политического деятеля. Как о таковом о нем свидетельствовали многие известные писатели древности.

«Держать за правую руку» (стих 1) – иносказание явной и действенной помощи. «Снять роясь с чресл царей» – образ лишения их силы и боевой готовности. Мысль об «отворенных и сокрушенных дверях» в окончании стих 1, переходящую в стихе 2, объясняют наличием в крепостных стенах древневосточных городов (что подтверждено археологическими раскопками) большого числа ворот; по свидетельству греческого историка Геродота, в стенах, окружавших Вавилон, насчитывалось около ста «медных дверей». Сравненные с землей горы (стих 2) – по-видимому, образ покоренных Киром царств, сокровища и богатства которых (стих 3) перейдут к нему. И Кир действительно овладел легендарными богатствами лидийского царя Креза и всем, что хранилось в сокровищницах Вавилона.

Бог Израилев называет Кира по имени – в знак особого приближения к Себе его, который не знал Иегову (эта фраза повторена дважды – в стихе 4 и 5), и с тем, чтобы он познал, что «знавший» его задолго до его рождения, есть истинный Бог и что это Он помогает ему. Но делает это Он ради народа Своего – Иакова.

Ис. 45:5-7. И ради того, чтобы в странах, завоеванных Киром, – от востока до запада – распространялось посредством евреев, к которым Кир особенно благоволил (Езд. 1:2), и при содействии самого этого мудрого царя истинное богопознание: Дабы узнали… что… Я Господь, и нет иного. Официально Кир исповедывал дуалистическую религию, исходившую из существования двух боровшихся между собой богов: Ормузда, бога добра и света, и Арнмана – бога зла и тьмы.

Между тем, в речи Исаии после слов «и нет иного» (стих 4) следует утверждение Иеговой Своей абсолютной власти, отрицание Им всякого «двойника»: Я образую свет и творю тьму. Фраза эта, возможно, звучит в опровержение языческих представлений Кира. «Творю тьму… и произвожу бедствия.» Не значит ли это, однако, что Господь делает Себя ответственным за зло, царящее в мире?

Нет, конечно. Но если мир (евр. шалом скорее употреблено здесь в значении «благоденствия») и бедствия (по-евр. ед. число – ра) исходят от Бога, то зависит это в конечном счете от того, насколько приближаются к Нему или, напротив, удаляются от Него люди. Поскольку Бог – единственный источник жизни и блага, то удаление от Него неизбежно обращает жизнь в бедствие.

Ис. 45:8. В стихе 8 видят ликующее провозвестие Исаией отдаленного будущего, которое придет на землю с утверждением на ней Тысячелетнего царства: именно тогда «правда прольется (фигурально выражаясь) из облаков» и, подобно чудесному урожаю, «произрастут из земли» правда (здесь, возможно, в значении оправдания по благодати) и как следствие оправдания, отпущение грехов – спасение.

в. Бог – Творец всего и вся (45:9-13)

Ис. 45:9-13. Тут, очевидно, обращение к «жестоковыйным» иудеям, не устававшим «препираться» с Создателем своим (не подчиняться Ему и на Него же роптать) на протяжении всей своей истории. Сравнения в стихах 9-10 подчеркивают бессмысленность подобных «препирательств», тем более абсурдных, что Святый Израиля… создал не только его, но и всю землю и род человеческий на ней.

В стихе 13 Господь говорит о Кире. Это его сотворил Он царем праведным (в правде) и перед ним уравняет все пути, т. е. всячески будет благоприятствовать ему. Это Кир построит город Его и отпустит пленных Его, причем сделает это не только бескорыстно, но сам снабдит всем необходимым отправлявшихся в дальний путь евреев (Езд. 1, начиная со стихом 4).

г. Язычники склонятся перед Богом (45:14-19)

Ис. 45:14-17. В сущности народы, перечисленные в стихе 14, символизируют всех вообще язычников, которые будут… посрамлены. Впрочем, названные здесь три народа, «со всем, что имеют», перейдут к Киру, точнее, к преемнику его Камбизу, послужив персам Господней «наградой» за доброжелательное отношение к евреям (толкование на 43:3).

Более конкретно, пророк подразумевал, очевидно, что благодатное царствование Кира под покровительством истинного Бога заставит и многих язычников обратиться к Нему. Существует мнение, что все, о чем сказано в этих стихах, будет иметь место во второе пришествие Мессии. Однако тон, в каком говорится тут о язычниках (придут… в цепях; со стыдом пойдут) мало соответствует картине вступления людей в Тысячелетнее царство. Правильнее, вероятно, видеть здесь иносказательное описание процесса отречения язычников от идолов в пользу Бога Израилева.

Ис. 45:18-19. Вновь (стих 18) утверждение Господнего творческого всемогущества. Третью фразу в стихе 18 вернее читать так: «не сотворил землю, чтобы оставить ее пустой» (но образовал ее для жительства). В стихе 19 та мысль, что Свою волю относительно процесса творения и назначения его (которое состояло, в частности, в грядущем спасении человечества) Бог открывал людям, первоначально через народ израильский (к примеру, Втор. 30:11-20), – открывал постольку, поскольку род человеческий мог «вместить» планы Божий, «мысли Его и пути». Господь не говорил… тайно (сравните Ис. 48:16), но при многих свидетелях (Ис. 44:8 сравните с Иоан. 18:20). И то, что Он изрекал, было истиной. Я говорил… не в темном месте земли; возможно, здесь содержится намек на подземные святилища некоторых языческих богов.

д. Обращение Господа к язычникам (45:20-25)

Ис. 45:20-25. Характерный для Исаии прием обращения к язычникам (стих 20 сравните с 41:1 не 43:9). Слово уцелевшие может иметь как бы общий смысл: народов, уцелевших на протяжении истории от судов Божиих, которые все еще, однако, не обратились к истинному Богу. Образ язычников, носящих деревянного своего идола, вероятно, навеян древним обычаем, существовавшим в Ассирии и в Вавилоне, устраивать пышные религиозные шествия с «участием» иноземных богов (среди которых были и деревянные их изображения).

Да соберутся они, чтобы вместе «приблизиться» к тому единственному Богу, Который есть Бог праведный и спасающий. Следует неоднократно повторяемый Исаией аргумент – всезнание Бога относительно прошедшего и будущего – в пользу Его абсолютного превосходства (стих 21); конкретно, речь, скорее всего, идет о «заблаговременном», но поразительно точном пророчестве, касающемся Кира (сравните 41:26; 43:9; 44:7).

Устами Исаии Господь призывает все концы земли обратиться к Нему во имя своего спасения (стих 22) и предсказывает, что в конечном счете так и произойдет (стих 236 и 246 сравните с Рим. 14:11 и Фил. 2:10-11). Для Исаии это было обращение язычников к Иегове; в более полном масштабе поворот к истинному богопознанию начнется с основания новозаветной Церкви.

Трудно поддается объяснению фраза об «оправдании и прославлении в Господе всего племени Израилева» (стих 25), особенно в свете учения об «остатке», который спасется. Ел. Иероним, к примеру, толковал это место в том смысле, что речь в нем идет о тех происшедших от племени Израилева, которые затем «родились от семени апостолов». В них-то Господом и будет оправдано и прославлено все племя Израилево.