Ис. 52:1-8. Следует торжественный призыв к будущему Сиону, ибо Иерусалим в стихе 1 – это город мессианского времени, куда доступ всему «нечистому» будет закрыт; необрезанный здесь синоним «нечистого», но не в ритуальном, а в духовно-нравственном плане (подразумевая то, что позднее будет определено апостолом Павлом как «необрезанность сердца»; Рим. 2:28-29).
Отряси с себя прах (стих 2) значит «перестань скорбеть» (прахом, или пылью, посыпали голову в знак скорби; Иов. 2:12). Пленная дочь Сиона – аллегория Иерусалима, которому с приходом Мессии наступит пора сбросить с шеи своей вековые цепи.
За ничто вы были проданы (стих 3); фраза эта станет понятнее (как и созвучная ей в стихе 5: народ Мой взят даром) при сравнении с 50:1, где из риторического вопроса «или которому из Моих заимодавцев Я продал вас?» и ответа на него Иеговы следует, что еврейский народ «не был продан» Им (или «предан в рабство» из «корыстных побуждений», но – по грехам и преступлениям его.
Момент «бескорыстия» тонко обыгрывается в стихе 3, и особенно в последней его фразе. Применительно к ближайшим (к Исаии) историческим обстоятельствам – иудеи без уплаты серебра будут отпущены из вавилонского плена царем Киром (45:13). В плане же мессианском тут нельзя не видеть мысли о даровании спасения, об искуплении из рабства греху по вере во Христа, кровью Его (1-Пет. 1:18-19).
События еврейской истории (как уже говорилось) служат Исаии «отправной точкой» для проникновения в сферу духовную. Вот и в стихе 4 он обращается к истории, вкратце упоминая о пребывании Израиля в Египте, о притеснениях его Ассуром. Мысль о «неистовстве властителей» народа в стихе 5, очевидно, перекликается со сказанным в 51:18; недостойным поведением духовных и гражданских вождей Израиля всякий день бесславилось имя их Господа. Заслуживал ли такой народ и такие вожди его неоднократных на протяжении истории избавлений «из тесных обстоятельств» и «искуплений из рабства»? Очевидно, нет.
Отсюда Поэтому, с которого начинается стих 6. Поэтому-то узнает… народ Мой, говорит Иегова, что Я – Бог всемогущий и милосердный, равного Которому нет, Бог, открывшийся праотцам его; он узнает это в тот день… три последних слова здесь, относимые Исаией к будущему времени, некоторыми исследователями понимаются и в значении всякого такого дня, когда лучшим представителем Израиля через чудесные избавления народа открывалась уникальность его Бога. Но слова эти, очевидно, подразумевают и «ближние события» в будущем (исход из Вавилона), а в еще большей, вероятно, степени относятся они к мессианскому времени.
И это подтверждается смыслом и содержанием стихов 7-8, где под «благовестником» понимается Мессия. Образ сторожей, которые в древних восточных городах со специальных смотровых башен передавали от одного к другому весть о приближающейся опасности, здесь может быть аллегорией соучастников «в передаче от одного к другому» благой вести.
Ис. 52:9-10. То, чему предстоит совершиться, пророк видит уже совершившимся (стих 96; так называемое пророческое прошедшее). О том, что произойдет в пришествие Мессии («искупление Иерусалима», «утешение остатка»), Исаия говорит, прибегая к исторической аллегории из времени близкого ему (разрушение Иерусалима Навуходоносором, и долгие десятилетия спустя – восстановление города и храма по воле Господа, Который искупил Иерусалим… утешил… народ Свой).
Продолжение пророческого прошедшего в стихе 10, которое, однако, переходит в будущее время. Всемогущество Господа (святую мышцу Его) узрят все народы. Тут опять-таки можно видеть как намек на то, что произойдет вскоре (избавление иудеев из плена, которое продемонстрирует всем языческим народам силу их Господа), так и прозрение Исаией отдаленного будущего, когда весь мир станет свидетелем спасения, исходящего от Бога Иаковлева.
Ис. 52:11-12. Снова аллегория, основанная на исторических фактах, – как тех, что имели место до Исаии (самый образ исхода в первую очередь, конечно, подразумевает исход из Египта), так и тех, что произойдут после него (в период вавилонского пленения и второго исхода). Так известно, что Навуходоносором были вынесены священные сосуды из храма, которые Киром были иудеям возвращены; Езд. 1:7. Но в контексте стихов 11-12 все это образы; облеченные в них призывы и наставления подразумевают исход из злой, нечистой среды, полный разрыв с нею.
И последующее – торжественное, благостное, в присутствии вездесущего и всевидящего Бога (окончание стих 12) – вступление в Тысячелетнее царство. Все, кому предстоит войти в него, должны очистить себя; под «сосудами, которые они носят», могут пониматься их сердца – отныне они должны всецело принадлежать Господу.
Образ неторопливого исхода под защитой Господа исторической параллелью, по-видимому, имеет исход из Вавилона, который, в отличие от исхода из Египта, не был поспешным, со страхом. Хотя и в том и в другом случае Господь, как известно, был впереди и позади Своего народа.
3. РАБ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕН (52:13 – 53:12)
Перед нами, вероятно, не только наиболее известный раздел из всей Книги Пророка Исаии, но и самое замечательное из всех ветхозаветных пророчеств о Мессии. Несколько мест из него цитируются в Новом Завете: Ис. 52:15 в Рим. 15:21; Ис. 53:1 в Иоан. 12:38 и в Рим. 10:16; Ис. 53:4 в Матф. 8:17; Ис. 53:7-8 в Деян. 8:32-33; Ис. 53:9 в 1-Пет. 2:22, и Ис. 53:12 в Лук. 22:37. Большая часть этих строк, поражающих разум и глубоко трогающих душу, посвящена страданиям Раба и отвержению Его, однако, главная мысль, заключенная в них (52:13; 53:11-12), – та, что страдание Его – путь к возвеличению и славе. Ибо Раб страдал добровольно – во исполнение воли Божией.
а. Изумление народов (52:13-15)
Ис. 52:13. Вот, раб Мой будет действовать мудро (именно так правильнее читать первую строку в стихе 13; сравните с «Господь… дал Мне язык мудрых» в 50:4). Сказанное тут – один из двух главных смысловых моментов стиха 13. Второй – в том, что Раб возвысится и вознесется, и возвеличится (Фил. 2:9; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22).
Ис. 52:14. Крестные страдания, которые «обезобразят» лик Спасителя, как и позорная смерть Его, послужат к продолжению «нареканий» и неверия в Него. Это и понимается под «изумлением многих», которое станет для них «камнем преткновения» на века (Ис. 8:14; Лук. 2:34) – в первую очередь потому, что не таким представлял себе Мессию народ Божий (Иоан. 1:11 – «Пришел к своим, и свои Его не приняли»). (Паче значит «более»; здесь со смысловым оттенком «хуже».)
Ис. 52:15. Изумление, о котором речь в стихе 15, – иного свойства. И масштабами своими оно значительно превзойдет первое. Ибо обезображенный Раб явится перед людьми как величественный Царь вселенной, перед Которым онемеют все сильные (цари) земли. Мир узрит Его в иной перспективе. Но он, пророк, видит это теперь. (Как, впрочем, видел и раньше, когда возвещал своему неверующему народу о явлении чаямого им Мессии в облике смиренного Раба Господня, Отрока Иеговы; главы 48-50.) Он теперь обращается – скорбно, торжественно, поэтически – ко всем, кто усомнятся, со своим удивительным предсказанием. Ибо глава 53 – это пик пророческого прозрения Исаии, которому открывается тут величайшая духовная тайна относительно искупления человечества воплотившимся Богом (Богочеловеком).
Ис. 52:1-8. Следует торжественный призыв к будущему Сиону, ибо Иерусалим в стихе 1 – это город мессианского времени, куда доступ всему «нечистому» будет закрыт; необрезанный здесь синоним «нечистого», но не в ритуальном, а в духовно-нравственном плане (подразумевая то, что позднее будет определено апостолом Павлом как «необрезанность сердца»; Рим. 2:28-29).
Отряси с себя прах (стих 2) значит «перестань скорбеть» (прахом, или пылью, посыпали голову в знак скорби; Иов. 2:12). Пленная дочь Сиона – аллегория Иерусалима, которому с приходом Мессии наступит пора сбросить с шеи своей вековые цепи.
За ничто вы были проданы (стих 3); фраза эта станет понятнее (как и созвучная ей в стихе 5: народ Мой взят даром) при сравнении с 50:1, где из риторического вопроса «или которому из Моих заимодавцев Я продал вас?» и ответа на него Иеговы следует, что еврейский народ «не был продан» Им (или «предан в рабство» из «корыстных побуждений», но – по грехам и преступлениям его.
Момент «бескорыстия» тонко обыгрывается в стихе 3, и особенно в последней его фразе. Применительно к ближайшим (к Исаии) историческим обстоятельствам – иудеи без уплаты серебра будут отпущены из вавилонского плена царем Киром (45:13). В плане же мессианском тут нельзя не видеть мысли о даровании спасения, об искуплении из рабства греху по вере во Христа, кровью Его (1-Пет. 1:18-19).
События еврейской истории (как уже говорилось) служат Исаии «отправной точкой» для проникновения в сферу духовную. Вот и в стихе 4 он обращается к истории, вкратце упоминая о пребывании Израиля в Египте, о притеснениях его Ассуром. Мысль о «неистовстве властителей» народа в стихе 5, очевидно, перекликается со сказанным в 51:18; недостойным поведением духовных и гражданских вождей Израиля всякий день бесславилось имя их Господа. Заслуживал ли такой народ и такие вожди его неоднократных на протяжении истории избавлений «из тесных обстоятельств» и «искуплений из рабства»? Очевидно, нет.
Отсюда Поэтому, с которого начинается стих 6. Поэтому-то узнает… народ Мой, говорит Иегова, что Я – Бог всемогущий и милосердный, равного Которому нет, Бог, открывшийся праотцам его; он узнает это в тот день… три последних слова здесь, относимые Исаией к будущему времени, некоторыми исследователями понимаются и в значении всякого такого дня, когда лучшим представителем Израиля через чудесные избавления народа открывалась уникальность его Бога. Но слова эти, очевидно, подразумевают и «ближние события» в будущем (исход из Вавилона), а в еще большей, вероятно, степени относятся они к мессианскому времени.
И это подтверждается смыслом и содержанием стихов 7-8, где под «благовестником» понимается Мессия. Образ сторожей, которые в древних восточных городах со специальных смотровых башен передавали от одного к другому весть о приближающейся опасности, здесь может быть аллегорией соучастников «в передаче от одного к другому» благой вести.
Ис. 52:9-10. То, чему предстоит совершиться, пророк видит уже совершившимся (стих 96; так называемое пророческое прошедшее). О том, что произойдет в пришествие Мессии («искупление Иерусалима», «утешение остатка»), Исаия говорит, прибегая к исторической аллегории из времени близкого ему (разрушение Иерусалима Навуходоносором, и долгие десятилетия спустя – восстановление города и храма по воле Господа, Который искупил Иерусалим… утешил… народ Свой).
Продолжение пророческого прошедшего в стихе 10, которое, однако, переходит в будущее время. Всемогущество Господа (святую мышцу Его) узрят все народы. Тут опять-таки можно видеть как намек на то, что произойдет вскоре (избавление иудеев из плена, которое продемонстрирует всем языческим народам силу их Господа), так и прозрение Исаией отдаленного будущего, когда весь мир станет свидетелем спасения, исходящего от Бога Иаковлева.
Ис. 52:11-12. Снова аллегория, основанная на исторических фактах, – как тех, что имели место до Исаии (самый образ исхода в первую очередь, конечно, подразумевает исход из Египта), так и тех, что произойдут после него (в период вавилонского пленения и второго исхода). Так известно, что Навуходоносором были вынесены священные сосуды из храма, которые Киром были иудеям возвращены; Езд. 1:7. Но в контексте стихов 11-12 все это образы; облеченные в них призывы и наставления подразумевают исход из злой, нечистой среды, полный разрыв с нею.
И последующее – торжественное, благостное, в присутствии вездесущего и всевидящего Бога (окончание стих 12) – вступление в Тысячелетнее царство. Все, кому предстоит войти в него, должны очистить себя; под «сосудами, которые они носят», могут пониматься их сердца – отныне они должны всецело принадлежать Господу.
Образ неторопливого исхода под защитой Господа исторической параллелью, по-видимому, имеет исход из Вавилона, который, в отличие от исхода из Египта, не был поспешным, со страхом. Хотя и в том и в другом случае Господь, как известно, был впереди и позади Своего народа.
3. РАБ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕН (52:13 – 53:12)
Перед нами, вероятно, не только наиболее известный раздел из всей Книги Пророка Исаии, но и самое замечательное из всех ветхозаветных пророчеств о Мессии. Несколько мест из него цитируются в Новом Завете: Ис. 52:15 в Рим. 15:21; Ис. 53:1 в Иоан. 12:38 и в Рим. 10:16; Ис. 53:4 в Матф. 8:17; Ис. 53:7-8 в Деян. 8:32-33; Ис. 53:9 в 1-Пет. 2:22, и Ис. 53:12 в Лук. 22:37. Большая часть этих строк, поражающих разум и глубоко трогающих душу, посвящена страданиям Раба и отвержению Его, однако, главная мысль, заключенная в них (52:13; 53:11-12), – та, что страдание Его – путь к возвеличению и славе. Ибо Раб страдал добровольно – во исполнение воли Божией.
а. Изумление народов (52:13-15)
Ис. 52:13. Вот, раб Мой будет действовать мудро (именно так правильнее читать первую строку в стихе 13; сравните с «Господь… дал Мне язык мудрых» в 50:4). Сказанное тут – один из двух главных смысловых моментов стиха 13. Второй – в том, что Раб возвысится и вознесется, и возвеличится (Фил. 2:9; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22).
Ис. 52:14. Крестные страдания, которые «обезобразят» лик Спасителя, как и позорная смерть Его, послужат к продолжению «нареканий» и неверия в Него. Это и понимается под «изумлением многих», которое станет для них «камнем преткновения» на века (Ис. 8:14; Лук. 2:34) – в первую очередь потому, что не таким представлял себе Мессию народ Божий (Иоан. 1:11 – «Пришел к своим, и свои Его не приняли»). (Паче значит «более»; здесь со смысловым оттенком «хуже».)
Ис. 52:15. Изумление, о котором речь в стихе 15, – иного свойства. И масштабами своими оно значительно превзойдет первое. Ибо обезображенный Раб явится перед людьми как величественный Царь вселенной, перед Которым онемеют все сильные (цари) земли. Мир узрит Его в иной перспективе. Но он, пророк, видит это теперь. (Как, впрочем, видел и раньше, когда возвещал своему неверующему народу о явлении чаямого им Мессии в облике смиренного Раба Господня, Отрока Иеговы; главы 48-50.) Он теперь обращается – скорбно, торжественно, поэтически – ко всем, кто усомнятся, со своим удивительным предсказанием. Ибо глава 53 – это пик пророческого прозрения Исаии, которому открывается тут величайшая духовная тайна относительно искупления человечества воплотившимся Богом (Богочеловеком).