в. Призыв к Израилю утверждаться в Боге (глава 50)
Ис. 50:1-3. Предыдущая глава заканчивается торжественными заверениями Господа в том, что Он спасет сыновей Израиля, и в том, что «всякая плоть узнает», что Он – Спаситель народа Своего. Резкий, казалось бы, «поворот темы» с начала главы 50 на самом деле свидетельствует о тесной связи ее с главой 49, ибо слова Господа в 50:1-3 звучат как все еще продолжение (или возобновление) ответа на «жалобу» Сиона в 49:14 (начало его в 49:15). Аллегория брачных уз весьма часто используется в Священном Писании – там, где речь идет об отношениях Бога и Его народа (к примеру, Ос. 1-3; Иер. 3; Иез. 16-17).
Возникает она и тут. Из Втор. 24:1-3 узнаем о древнем обычае, основанном на законе Моисея, «отпускать к ее отцу» жену, чем-то не угодившую мужу, снабдив ее при этом официальным документом – «разводным письмом», в котором объяснялось, почему мужу эта женщина «противна». В 50:1 звучит как бы риторический вопрос Господа, обращенный к Его народу: где разводное письмо вашей матери? (Под ней надо, видимо, понимать Сион (Иерусалим), в котором еврейство коренилось духовно.) Из этого «письма» (подразумевается) можно было бы узнать, что Господь… отпустил ее (не впервые на время от нее отвернулся) за грехи… и за преступления народа. Не по инициативе Иеговы это совершилось (не Он продал Израиля как бы в уплату долга – метафора). В подтверждение сказанного в стихе 1 в начале стих 2 говорится о духовной глухоте Израиля, который не отвечал Господу, когда Он звал его.
«Прещение» – то же, что нарекание, обличение. В продолжение стих 2 Господь говорит о неиссякающей силе Своей, напоминая Своему жестоковыйному народу о многократных в прошлом явлениях ее в чудесных событиях его истории: Он «иссушил» для него Чермное море и дал ему «как посуху», перейти реку Иордан; в окончании стих 2 – возможный намек на «казни египетские», но в принципе все перечисленное в этом стихе (и сказанное в стихе 3) можно рассматривать просто как свидетельство силы Его, не обязательно приписывая это конкретным чудесам.
Ис. 50:4-6 в стихах 4-9 говорит Раб Иеговы, Его Отрок, Мессия. Устами Исаии Он определяет Себя как внимательного и послушного ученика Иеговы (сравните с Иоан. 5:30): мудрый язык (мысли), слово ободрения, полученные Им от Него, служат ко благу и утешению изнемогающего рода людского (Ис. 42:7; 61:1-2; Матф. 11:28).
В контексте стиха 5 весьма интересна фраза Бог открыл мне ухо (в этой связи комментарии на Пс. 39:7 и на Евр. 10:5). Она могла бы (как естественно вытекающая из стиха 4) восприниматься лишь буквально, если бы не существовал другой древний перевод ее с еврейского, звучащий иначе: «Ты уготовал Мне тело». Полагают, что именно Ис. 50:5 цитировал в таком переводе автор послания к Евреям (Евр. 10:5), видя в нем пророчество о будущих крестных страданиях Христа, что второй фразой в стихе 5, как и всем содержанием стих 6, явно подтверждается (Мар. 14:65; 15:16-20; сравните с 1-Пет. 2:22-23).
Ис. 50:7-9. Но ни страдания ни унижения не послужат Его позору, продолжает Раб Божий, ибо, знает Он, на Его стороне Господь Бог, Который помогает Ему (Иоан. 8:29). И потому Он твердо стоит с высоко поднятой головой («держит лице… как кремень»). Оправдание Его в Боге, Его пославшем, чью волю Он исполняет. И кто в этой ситуации решится судиться с Ним или осудить Его! Не завидна судьба таковых (уподобленных одежде, которую съест моль; стих 9).
Ис. 50:10-11. Нет единого мнения о том, продолжает ли в стихах 10-11 говорить Мессия (устами Исаии), или сам пророк обращает призыв свой к соплеменникам. Но судя по ссылке на Раба Господня в стихе 10, это все еще мессианский текст и звучащий в нем призыв так или иначе обращен ко всем боящимся Господа. Таковые да послушаются гласа Раба Его (так переведено в Септуагинте).
Одни понимают это как обращение к евреям – современникам Христа: если они боятся Иегову, то да выйдут из мрака к свету (в значении «да перестанут отвергать посланного Им Мессию»). Другие полагают, что здесь призыв к последователям Христа, живущим во мраке (т. е. в тяжкое время отвержения Его) – да уповает каждый из них на имя Господа и да утверждается в вере в Него.
В стихе 11 – страшный образ неизбежной гибели по собственной их вине всех тех, кто бунтует против Иеговы и отвергает Раба Его. Некоторые видят исполнение этого пророчества во всепожирающем пожаре Иерусалима, как описано это Иосифом Флавием, в дни его трагической гибели от руки римлян. Жители его действительно умирали в мучении. И пусть грозное предупреждение это непосредственно обращено было к современникам Исаии. Оно актуально на все времена и звучит для всех, кто отвергают Господа: участью их станет вечное осуждение.
в. Призыв к Израилю утверждаться в Боге (глава 50)
Ис. 50:1-3. Предыдущая глава заканчивается торжественными заверениями Господа в том, что Он спасет сыновей Израиля, и в том, что «всякая плоть узнает», что Он – Спаситель народа Своего. Резкий, казалось бы, «поворот темы» с начала главы 50 на самом деле свидетельствует о тесной связи ее с главой 49, ибо слова Господа в 50:1-3 звучат как все еще продолжение (или возобновление) ответа на «жалобу» Сиона в 49:14 (начало его в 49:15). Аллегория брачных уз весьма часто используется в Священном Писании – там, где речь идет об отношениях Бога и Его народа (к примеру, Ос. 1-3; Иер. 3; Иез. 16-17).
Возникает она и тут. Из Втор. 24:1-3 узнаем о древнем обычае, основанном на законе Моисея, «отпускать к ее отцу» жену, чем-то не угодившую мужу, снабдив ее при этом официальным документом – «разводным письмом», в котором объяснялось, почему мужу эта женщина «противна». В 50:1 звучит как бы риторический вопрос Господа, обращенный к Его народу: где разводное письмо вашей матери? (Под ней надо, видимо, понимать Сион (Иерусалим), в котором еврейство коренилось духовно.) Из этого «письма» (подразумевается) можно было бы узнать, что Господь… отпустил ее (не впервые на время от нее отвернулся) за грехи… и за преступления народа. Не по инициативе Иеговы это совершилось (не Он продал Израиля как бы в уплату долга – метафора). В подтверждение сказанного в стихе 1 в начале стих 2 говорится о духовной глухоте Израиля, который не отвечал Господу, когда Он звал его.
«Прещение» – то же, что нарекание, обличение. В продолжение стих 2 Господь говорит о неиссякающей силе Своей, напоминая Своему жестоковыйному народу о многократных в прошлом явлениях ее в чудесных событиях его истории: Он «иссушил» для него Чермное море и дал ему «как посуху», перейти реку Иордан; в окончании стих 2 – возможный намек на «казни египетские», но в принципе все перечисленное в этом стихе (и сказанное в стихе 3) можно рассматривать просто как свидетельство силы Его, не обязательно приписывая это конкретным чудесам.
Ис. 50:4-6 в стихах 4-9 говорит Раб Иеговы, Его Отрок, Мессия. Устами Исаии Он определяет Себя как внимательного и послушного ученика Иеговы (сравните с Иоан. 5:30): мудрый язык (мысли), слово ободрения, полученные Им от Него, служат ко благу и утешению изнемогающего рода людского (Ис. 42:7; 61:1-2; Матф. 11:28).
В контексте стиха 5 весьма интересна фраза Бог открыл мне ухо (в этой связи комментарии на Пс. 39:7 и на Евр. 10:5). Она могла бы (как естественно вытекающая из стиха 4) восприниматься лишь буквально, если бы не существовал другой древний перевод ее с еврейского, звучащий иначе: «Ты уготовал Мне тело». Полагают, что именно Ис. 50:5 цитировал в таком переводе автор послания к Евреям (Евр. 10:5), видя в нем пророчество о будущих крестных страданиях Христа, что второй фразой в стихе 5, как и всем содержанием стих 6, явно подтверждается (Мар. 14:65; 15:16-20; сравните с 1-Пет. 2:22-23).
Ис. 50:7-9. Но ни страдания ни унижения не послужат Его позору, продолжает Раб Божий, ибо, знает Он, на Его стороне Господь Бог, Который помогает Ему (Иоан. 8:29). И потому Он твердо стоит с высоко поднятой головой («держит лице… как кремень»). Оправдание Его в Боге, Его пославшем, чью волю Он исполняет. И кто в этой ситуации решится судиться с Ним или осудить Его! Не завидна судьба таковых (уподобленных одежде, которую съест моль; стих 9).
Ис. 50:10-11. Нет единого мнения о том, продолжает ли в стихах 10-11 говорить Мессия (устами Исаии), или сам пророк обращает призыв свой к соплеменникам. Но судя по ссылке на Раба Господня в стихе 10, это все еще мессианский текст и звучащий в нем призыв так или иначе обращен ко всем боящимся Господа. Таковые да послушаются гласа Раба Его (так переведено в Септуагинте).
Одни понимают это как обращение к евреям – современникам Христа: если они боятся Иегову, то да выйдут из мрака к свету (в значении «да перестанут отвергать посланного Им Мессию»). Другие полагают, что здесь призыв к последователям Христа, живущим во мраке (т. е. в тяжкое время отвержения Его) – да уповает каждый из них на имя Господа и да утверждается в вере в Него.
В стихе 11 – страшный образ неизбежной гибели по собственной их вине всех тех, кто бунтует против Иеговы и отвергает Раба Его. Некоторые видят исполнение этого пророчества во всепожирающем пожаре Иерусалима, как описано это Иосифом Флавием, в дни его трагической гибели от руки римлян. Жители его действительно умирали в мучении. И пусть грозное предупреждение это непосредственно обращено было к современникам Исаии. Оно актуально на все времена и звучит для всех, кто отвергают Господа: участью их станет вечное осуждение.