Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

Псалом 87: Самый грустный Псалом

В псалме 87 мы встречаемся с самыми сильными проявлениями человеческой скорби и страдания. Кажется, что автор использует самые мрачные и горькие выражения для описания своей безнадежной ситуации. Ему кажется, что у него нет выхода – он словно лежит в одиночестве в палате для неизлечимо больных. Оттуда его могут увезти только в морг; рано или поздно лицо его накроют простыней и увезут на тележке, и это лишь вопрос времени.

87:2, 3 Единственное светлое место в псалме – имя Бога, с которого он начинается: "Господи, Боже спасения моего!" Гебелен называет это место единственным лучиком света, пробивающимся сквозь мрак, звездой, пронизывающей густую полночную тьму.

Но сразу же после этого автор начинает описывать свое мучительное, невыносимое состояние. Днем и ночью он взывает к Господу, но не получает облегчения. Когда Бог выведет его из этого безвыходного положения, прислушается к молитве и что-нибудь сделает?

87:4-8 Его жизнь – сплошные бедствия, он неотвратимо движется к смерти и преисподней. Он уже считается мертвым и сравнялся с ними. Силы его покинули. Между мертвыми брошенный, он подобен раненому воину, без сознания лежащему на усеянном трупами поле сражения, или жертве войны, захороненной вместе с другими в братской могиле. Он чувствует, что Бог забыл его, что он отринут от любой надежды на помощь Бога. Как заключенный, брошенный в темницу, он ввергнут Богом в ров преисподний, полный ужаса, мрачный и отвратительный. Он чувствует, что всему этому может быть только одно объяснение: Бог гневается на него, и его захлестывают огромные волны Божьего суда.

87:9, 10 Его знакомые оставили его, как будто он болен проказой. Они обращаются с ним, как с чудовищем или "проклятой вещью" (Нокс). Он заключен в камере, бежать из которой невозможно. Его глаза, когда-то ясные и выразительные, потеряли свой блеск. Кажется, что молитвы его бесполезны. Весь день он взывает к Господу, простирает руки в искренней мольбе, но ничего не происходит.

87:11 Далее автор псалма задает Богу ряд вопросов и просит сказать, какая польза будет Богу от его смерти. Эти вопросы показывают нам, как мало знали ветхозаветные святые о смерти и жизни после нее. Читая их, мы испытываем невероятную благодарность Богу за свою уверенность в том, что умереть значит быть со Христом, и это для нас гораздо лучше (Флп. 1:23). Вот какие вопросы задает автор псалма:

Сотворяет ли Бог чудо для тех, кто умер? Предполагается отрицательный ответ. Для иудея, живущего по закону, смерть была таинственной областью забвения, в которой не происходило ничего конструктивного.

Разве "тени" встанут и будут славить Бога? Считалось, что после смерти люди превращаются в призрачные тени, неспособные восхвалять Господа.

87:12, 13 Разве в гробе будет возвещаема милость Божья, Его истина – в Аваддоне, месте тления?

"Считалось, что в серых, мрачных и пыльных подземельях шеола невозможны действия и речи, конечно же, в собственных интересах Бога было сохранять как можно дольше жизнь тем, чья искренняя хвала всегда была Ему угодна".

87:14-19 Автор псалма взывает к Господу с еще большим пылом. Пока он жив, Бог каждое утро сможет слышать его страстную молитву. Он озадачен тем, что Бог совершенно оставил его, не проявляет никакой жалости и милосердия. С юности его жизнь была непрерывным процессом страдания и умирания. Теперь Божьи ужасы достигли апогея, и он изнемогает. Ярость Божья нахлынула на него, как приливная волна, Его устрашения лишили дара речи. Поток окружает его с ревом; волны смыкаются над ним. Кажется, что Бог заставил всех друзей и искренних оставить его. Его единственный товарищ – тьма.

Так заканчивается самый печальный из псалмов. Если вы удивляетесь, почему он был включен в Библию, то давайте послушаем свидетельство Дж. Н. Дарби. Он сказал, что было время, когда только этот отрывок Писания мог помочь ему: он видел, что кому-то до него было так же плохо. Кларк цитирует неизвестный источник:

"Во всей Библии есть только один такой псалом, так что данный опыт довольно редок, но он дает уверенность даже самым отчаявшимся в том, что Бог не оставит их".