Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

Псалом 76: Лекарство от эгоцентризма

В первых десяти стихах Асаф чрезвычайно поглощен собой. Личные местоимения я, мне, мой встречаются больше двадцати раз, а имена Бога – всего семь, и местоимения, относящиеся к Богу, – семь раз. Но в стихе 11 ситуация явно меняется. В последних десяти стихах личные местоимения встречаются только три раза, а обращения к Богу – более двадцати. "Служение Христу через Святого Духа помогает избавиться от слов я, мне и мой".

Кто-то описал ход мыслей автора четырьмя словами:

печаль (ст. 2-7)

падение (ст. 8-11)

песня (ст. 12-16)

полет (ст. 17-21)

76:2-4 Во-первых, Асаф рассказывает Богу о своих печалях. У него возникли какие-то проблемы. В несчастье он не может думать ни о ком и ни о чем, кроме себя самого. Несмотря на неустанные молитвы, утешения он не получает. Он находится в ненормальной ситуации, когда мысли о Боге заставляют стенать, а не радоваться. Чем больше он размышляет, тем грустнее ему становится.

76:5-7 Он обвиняет Бога в своей остро выраженной бессоннице. Ему не хватает слов, чтобы выразить духовную тоску. Он ищет утешения в воспоминаниях о старых добрых днях, когда все шло хорошо. Но, чем больше он думает о себе и ищет в себе источник победы, тем больше он сомневается в доброте Господа. Его терзают сомнения, находящие выражение неверия в пяти вопросах.

76:8-11Первый из них – пугающее предположение, что Господь отказался от него навсегда. Второй – не перестал ли Бог любить. Потом он спрашивает, не забыл ли Господь Свои обещания. Опять же, в голове у него рождается нелепая мысль, что, может быть, Бог забыл миловать. И наконец, он спрашивает, не затворил ли Бог Свои щедроты в гневе. И отвечает сам себе, что так и случилось. Произошло изменение десницы Всевышнего. Все его печали объясняются изменением отношения Бога к нему.

76:12-14 Но в стихе 12 происходит изменение духовного настроя, напоминающее переход от седьмой к восьмой главе Послания к Римлянам. После того, как усердный самоанализ приводит Асафа в полное отчаяние, он обращает свой взор к небесам и начинает думать о том, как в прошлом Бог помогал Своему народу, когда он был в затруднительном положении. Это побуждает его снова признать, что Бог свят, что все, что Он делает, совершенно, праведно и благо. Он не совершает ошибок.

76:15, 16 В частности, автор псалма вспоминает великолепное и чудесное проявление Божьей силы, когда Он мышцею Своею избавил народ Израиля от египетского рабства. Теперь Асаф в восторге. Личные местоимения совершенно исчезли из его словарного запаса. Эгоцентризм уступил место мыслям о Боге.

76:17-19 Прекрасным художественным языком он описывает воды Чермного моря, которые с испугом смотрят на своего Творца и с ужасом отступают. Начинается свирепая буря. На землю проливаются потоки дождя. Над головой раздаются сокрушительные удары грома. Молния расчерчивает небо зигзагом, освещая все вокруг. Свирепствует ветер, окрестности трясутся под его яростным натиском.

76:20, 21 Сам Бог проложил дорогу через море. Он открыл путь Своему народу, чтобы он перешел море посуху. Однако никто не видел отпечатков Его ног. Как часто случается, существовало множество свидетельств Его присутствия и силы, хотя Сам Он скрывался в тени.

Псалом завершается мирной нотой – Пастырь-Бог ведет Израиль по пустыне к Ханаану под руководством Моисея и Аарона. В начале Асаф был возможной кандидатурой для психиатрической клиники. В конце он ведет себя спокойно и уверенно. Таким образом, этот псалом – иллюстрация к хорошо известному высказыванию:

Мысли о себе ведут к тревогам;

Мысли о других ведут к разочарованию;

Мысли о Христе дарят наслаждение.