Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

Псалом 5: Утренняя молитва

В заголовке Псалма 5 сказано: "Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида".

Келер (Koehler) и Баумгартнер (Baumgartner) предположили, что слово "миктам" (michtam) может быть родственно аккадскому слову, означающему "покрытие", и тогда, по-видимому, переводится как "псалом искупления".

Поскольку немало псалмов начинается с подобных заголовков, нам следует еще раз отметить, что многие библеисты считают эти заголовки составной частью богодухновенного текста. В отдельных переводах Библии такие заголовки (по примеру древнееврейского оригинала) приведены как первые стихи следующих за ними псалмов. Некоторые ученые считают, что в действительности каждый такой "заголовок" представляет собой дополнение к псалму, идущему, наоборот, перед ним; однако убедительных свидетельств на этот счет не имеется. Главная проблема в связи с заголовками псалмов сводится к тому, что значение их зачастую неясно. В Пс. 5, например, они характеризуют инструментальный аккомпанемент, но в иных случаях, видимо, указывают мелодию другой песни, на мотив которой можно петь данный псалом. Скажем, для Пс. 56 заголовок гласит: "[На мелодию] Не погуби". Возможно, здесь указывается название хорошо известной в то время песни. В ряде случаев предположения о значении настолько сомнительны, что авторы перевода НКИ решили давать просто транслитерацию древнееврейских слов. Например, перед Пс. 15 написано "Песнь ("Миктам") Давида". К счастью для нас, чтобы воспринимать поэзию и содержание псалмов, не требуется знать точный смысл их заголовков.

Псалом 5 – это утренняя молитва, в которой Давид размышляет о том, как отличается отношение Бога к праведным и нечестивым.

5:1, 3 В начале псалма Давид просит Бога не только услышать его слова, но также проникнуть в его помышления. Это вполне обоснованная просьба. Святой Дух способен воспринимать наши мысли с такой же легкостью, как произносимые нами слова.

Псалмопевец далее просит Бога, кроме проникновения в его мысли, внимать гласу вопля его. Здесь подразумевается нечто большее, нежели то, что можно выразить словами; это интонации, само звучание глубоко прочувствованной и искренней речи.

Обращаясь к Господу – "Царь мой и Бог мой!", Давид показывает, как он ценит свои близкие, дружеские, личные отношения с Господом. Словами "ибо я к Тебе молюсь" он выражает свою убежденность в том, что истинный Бог – только Тот, Кому он молится: "К Тебе и только к Тебе". Таким образом, в этих взаимоотношениях Бог – не только личный Бог Давида, но и единственный Бог для него.

5:4 Давид молился не от случая к случаю, а постоянно. Каждый день рано утром Господь слышал его голос. Каждый день рано утром этот раб Божий совершал свое жертвоприношение, состоящее из прославления Бога и молитвы, и весь день ждал, как проявит Себя Господь. Мы слишком часто не ждем от Бога ответа. "Мы упускаем многие ответы", говорит Ф. Б. Майер, "потому что считаем утомительным ждать возвращения кораблей на причалах".

5:5-7 Уверенность Давида, всегда помнящего о своих врагах, крепнет в молитве, воспевающей святость и праведность Бога. Для верующих открываются пути к престолу благодати. Совсем не так с безбожными. Бог не может терпеть никакого беззакония. Зло не может пребывать с Богом. Нечестивые не будут удостоены аудиенции у этого Царя. Он ненавидит всех творящих зло – вот истина, опровергающая распространенный сегодня миф о всепрощающей любви Бога, якобы не способного на ненависть! Святость Бога требует, чтобы Он наказывал всех лжецов и отвращался от всякого убийства и коварства.

5:8 В отличие от своих нечестивых противников, Давид имеет непосредстаенный доступ в святую обитель Господа по множеству Его неисчерпаемой милости и благодати. С глубоко благоговейным чувством Давид, как все благочестивые иудеи, поклоняется, обратившись лицом к святому храму. Поскольку сам храм был выстроен лишь после смерти Давида, этим словом здесь, надо полагать, обозначается скиния, как и в 1 Цар. 1:9; 3:3; 2 Цар. 22:7.

5:9 Встревоженный угрозами со стороны врагов, Давид просит Господа проявить Свою справедливость, благополучно проведя его через окружающие опасности и расчистив для него путь.

5:10 Далее псалмопевец приводит веские основания, почему Бог должен поддержать Своего праведного слугу и покарать его нечестивых противников. Ни единому их слову нельзя верить. Их сердце, все их помыслы и побуждения окончательно испорчены, это прямая пагуба. А гортань их – словно открытый гроб, дышащий смрадом тления и готовый поглотить свои жертвы. Они – опытные и коварные льстецы.

5:11 Их ждет справедливая участь. Они должны понести бремя своей вины. Их злые замыслы должны обратиться против них самих. Безграничность их нечестия требует их осуждения. Главный их грех – в том, что они возмутились, восстали против Господа Бога.

5:12, 13 А пока Бог совершает суд над Своими врагами, пусть Его друзья возрадуются, пусть у них всегда будет причина ликовать благодаря тому, что они обретут в Боге свою Крепость, надежную и несокрушимую. Пусть все, кто любит Иегову, прославляют Его как своего безупречного Защитника! Не может быть никаких сомнений в том, что Бог благоволит к праведнику; Бог окружит его Своим благоволением, как щитом защиты.