Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

Псалом 17: Сила, воскресившая Христа из мертвых

Подсказку о том, что данный псалом может подразумевать Господа Иисуса Христа, мы извлекаем из того факта, что стих 50 цитируется в Рим. 15:9 в качестве упоминания о Нем:

"За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему". При дальнейшем изучении вопроса мы убеждаемся, что были правы. Действительно, во всем этом псалме говорится о Господе Иисусе Христе. В нем образно описываются Его смерть, воскресение, вознесение, Второе пришествие и царствование во славе.

Больше нигде в Виблии мы не встречаем такого живописного повествования о грандиозной битве, происходившей в незримом мире во время воскресения нашего Спасителя. Но мы поговорим подробнее об этом позже.

17:1-4 Песнь начинается с вознесения хвалы Господу за то, что Он услышал и не оставил безответными молитвы Своего возлюбленного Сына. Отметим образные выражения, которые употребляются для описания силы, поддержки, безопасности и спасения, которые приходят от Господа: крепость моя... твердыня моя... Избавитель мой... скала моя... щит мой, рог спасения моего и убежище мое.

17:5-7 Смерть стремительно подступает к страдающему Спасителю. В череде разворачивающихся один за другим образов Он описывает, что словно бы скован узами, потрясен ударами набегающих волн, опутан сетями, окружен множеством гибельных ловушек. В таком отчаянном положении остается одно: молиться Богу. Христос не просил избавить Его от необходимости умереть; в конце концов, ради этого Он и пришел в этот мир (Ин. 12:27). Но молится Он о спасении от смерти. "Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти" (Евр. 5:7).

В тесноте подступивших смертных мук Христос верит, что молитва Его будет услышана и отвечена. В оставшейся части псалма раскрыто, как умоляющие стоны Еммануила из Гефсимании и с Голгофы подвигли вступиться за Него все силы Всемогущества. "Голос слаб и одинок", писал Ф. В. Майер, "но ответ сотрясает творение".

17:8-16 Когда мы доходим до стихов 8-20, они звучат так, будто разразилась война. Именно это и происходило при воскресении  Христа.   Началась битва Бога с полчищами ада. Сатана и все его бесы стянулись к гробу близ Иерусалима в решимости добиться, чтобы Господь Христос никогда не воскрес из мертвых. Их успех, состоявший в факте распятия Христа, обратился бы в ничто, если бы Сын Божий после этого воскрес из мертвых. Поэтому они окружили запечатанный гроб Спасителя.

Тогда Бог наклонил небеса и сошел с них, являя облик величайшего могущества, которое когда-либо видел мир. Позднее апостол Павел говорил о действии "державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых" (Еф. 1:19, 20). Величественней, чем та мощь, что сотворила вселенную, чем та сила, что избавила Израиль от рабства в Египте, Божия сила воскресения обратила тем первым пасхальным утром в бегство все начальства, господства и злых духов.

При явлении Бога земля сотрясается. Гнев Его внушает благоговейный ужас, что передается описанием: поднялся дым из Его ноздрей, из уст Его вулканическим потоком низвергался огонь поядающий, и горячие угли летели на Его врагов. Когда Он сошел с небес, восседая на облаке, напоминающем херувимов, землю окутал мрак, и разразилась свирепая буря: множество молний с раскатами грома и град обрушились на врага, сминая его, мощным залпом. Как и при пересечении Чермного моря, воды морей и рек расступились в ужасе перед исполинским извержением ярости Всемогущего.

17:17-20 С изумительной образностью описано, как Бог громил, разил и уничтожал врага, пока тот не отступил, полностью разбитый. Тогда Бог склонился и вывел Христа из все еще запечатанного гроба. Аллилуия! Христос воскрес! Бог не только воскресил Его из мертвых, но и свершил Его торжествующее вознесение над царством врага и прославил Его одесную престола Своего. Тем самым, как говорит Павел,

Бог, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол. 2:15).

17:21-31 Здесь мы встречаем некоторые пояснения относительно тайны Воскресения. Существовала определенная моральная необходимость в том, чтобы Бог воскресил Господа Иисуса. Эта необходимость вытекала из безгрешной и безупречной жизни Христа, из Его неуклонной преданности воле Своего Отца, из совершенства Его подвига на Голгофском кресте. Такие атрибуты Бога, как свойства Его праведности, непременно требовали, чтобы Он вознес Спасителя из могилы к могуществу бесконечной жизни. Именно на это указывает величественное изречение: "Христос воскрес из мертвых славою Отца" (Рим. 6:4). Такое качество Бога, как Его слава, сделало Воскресение нравственно необходимым в качестве воздаяния за совершенную собственную праведность Христа.

Несмотря на то, что Давид написал строки стихов 21-31, они, по сути дела, не могут полностью относится к нему самому. Скорее, он говорил пророчески, по вдохновению от Святого Духа, о Том, Кто будет и его Сыном и его Господом (Мф. 22:41-46).

17:32-43 В следующих стихах описывается Второе пришествие Христа. Это будет "явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 1:7, 8). При этом Он "облечен в одежду, обагренную кровью... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы... Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк. 19:13, 15).

Здесь Христос предстает, главным образом, в качестве Господа воинств. Это вполне согласуется с другими текстами Писания, которое учит, что Христос, когда вернется на землю, придет, прежде всего, для того, чтобы "сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники" (Иуд. 1:15).

Подготовленный к брани Богом Отцом (17:32-37), Христос преследует и полностью уничтожает Своих врагов (17:38-43).

17:44-46 Восторжествовав над врагами, Христос установил Свое Царство на земле и правит как Царь царей и Господь господствующих. Он стал главою иноплеменников, всех остальных народов мира. Искупленный Израиль и искупленные языческие народы искренне принимают праведную власть прославленного Христа. Иноплеменники изображают покорность.

17:47-51 Псалом кончается так же, как начинался, – песней хвалы Богу за Его чудесную поддержку Господу Иисусу. Бог предначертал великую победу Своему царю и сотворил милость помазаннику Своему, Своему Сыну.

Мы тоже должны славить Его между иноплеменниками и петь имени Его за то, что Он совершил.