4:1-2 Когда Давид молится в непосредственном присутствии Бога, он называет его "Боже правды моей". Здесь выражена та мысль, что Богу праведности можно довериться, уповая на справедливость Его суда над Давидом. Люди могут клеветать и очернять человека, но Бог видит правду и проследит, чтобы справедливость восторжествовала!
Далее Давид говорит: "В тесноте Ты давал мне простор". В "Новом переводе" Дерби написано: "Под гнетом Ты мне увеличиться давал". Обычно мы предполагаем, что внешнее давление как-то сжимает или сминает вещь, уменьшает ее объем, но у Бога стесненные обстоятельства бывают предназначены для того, чтобы человек духовно вырос! Благополучие мало что дает нам, а несчастья приводят нас к духовному росту и зрелости. Сперджен однажды сказал:
"Боюсь, что вся благодать, которую я обрел во времена легкого и удобного для меня существования, в мои счастливые дни, вполне сравнима с мелкой монеткой. Но благо, которое я извлек из моих скорбей, страданий и горестей, совершенно неоценимо. Чем я только не обязан тому, что побывал между молотом и наковальней, прошел огонь и воду! Беды – это самое ценное, что входило в дом мой".
Вспоминая, как Бог отвечал на его молитвы в прошлом, когда его теснили напасти, Давид верит, что может снова обратиться к Богу с просьбой "услышь меня".
4:3, 4 Конкретный повод для обращения Давида к Богу выясняется из стихов 3-6. Давид оболган и оклеветан бесчестными людьми. Эти злобные очернители пачкали его имя грязью, порочили его личные качества, подрывали его репутацию посредством необоснованных обвинений и откровенной лжи.
Давид прямо спрашивает их, доколе будут они бессмысленно злобствовать, потом предупреждает, что все их попытки уничтожить его тщетны, ведь Бог на его стороне: "Господь отделил для Себя святого Своего". Те, кто верит в Господа, ценятся Им наподобие "зеницы ока Его" (Зах. 2:8). Их имена начертаны у Него на ладонях (Ис. 49:16). Бог слышит, когда они призывают Его, и спешит им на помощь. Здесь Давид предвосхищает доводы Павла в Рим. 8:31: если Бог за нас, кто может нам противостоять?
4:5 Врагам Давида нужно умерить свое рвение. Для гнева должны быть правильные причины. Наставление "гневаясь, не согрешайте" цитируется в Еф. 4:26, но там оно обращено к верующим, напоминая им, что праведным будет гнев из-за поругания Бога, но никак не из-за своих личных обид. Здесь же, в псалме 4, эти слова, разумеется, обращены к нечестивым, предостерегая их, чтобы их гнев не нашел себе выход в неправедном насилии. Им следует, лежа в ночной тиши, поразмыслить в сердце своем – какое безумие идти против Бога! Такие трезвые размышления заставят их прекратить наветы и отказаться от нечестивых замыслов.
4:6 В смелом предвосхищении благовестия Давид призывает нечестивых не только жить праведно, но и уповать на Господа. "Сделайте справедливость своим жертвоприношением" (Желино). Но достичь этого могут только те, кто уверовал в Господа.
4:7 Многие люди стремятся к счастью и благополучию. Они настойчиво стараются обрести для себя благо. Но проблема в том, что они хотят обрести благословения без Благословляющего, и блага без Бога. Они стремятся получить все благодеяния жизни во Христе, не приходя к Благодетелю.
В отличие от них, Давид устремляется прямо к Источнику всех благ в мире со словами: "Яви нам свет лица Твоего, Господи!"
4:8 С веселием Давида в его общении с Господом нельзя даже сравнивать довольство безбожных, в изобилии заполнивших свои житницы хлебом и бочки вином. "Никогда не давали мне богатые урожаи хлеба и вина такой радости, какую вселяешь в мое сердце Ты" (Нокс).
4:9 Уверившись во вседостаточности Бога, псалмопевец внутренне успокаивается. Теперь он может сказать: "спокойно ложусь я и сплю", так как знает, что Сам Господь дает ему жить в безопасности. Какую перемену вызвала молитва всего-то в восемь коротких стихов!
Псалом 4: Сокровенное утешение в Боге
4:1-2 Когда Давид молится в непосредственном присутствии Бога, он называет его "Боже правды моей". Здесь выражена та мысль, что Богу праведности можно довериться, уповая на справедливость Его суда над Давидом. Люди могут клеветать и очернять человека, но Бог видит правду и проследит, чтобы справедливость восторжествовала!
Далее Давид говорит: "В тесноте Ты давал мне простор". В "Новом переводе" Дерби написано: "Под гнетом Ты мне увеличиться давал". Обычно мы предполагаем, что внешнее давление как-то сжимает или сминает вещь, уменьшает ее объем, но у Бога стесненные обстоятельства бывают предназначены для того, чтобы человек духовно вырос! Благополучие мало что дает нам, а несчастья приводят нас к духовному росту и зрелости. Сперджен однажды сказал:
"Боюсь, что вся благодать, которую я обрел во времена легкого и удобного для меня существования, в мои счастливые дни, вполне сравнима с мелкой монеткой. Но благо, которое я извлек из моих скорбей, страданий и горестей, совершенно неоценимо. Чем я только не обязан тому, что побывал между молотом и наковальней, прошел огонь и воду! Беды – это самое ценное, что входило в дом мой".
Вспоминая, как Бог отвечал на его молитвы в прошлом, когда его теснили напасти, Давид верит, что может снова обратиться к Богу с просьбой "услышь меня".
4:3, 4 Конкретный повод для обращения Давида к Богу выясняется из стихов 3-6. Давид оболган и оклеветан бесчестными людьми. Эти злобные очернители пачкали его имя грязью, порочили его личные качества, подрывали его репутацию посредством необоснованных обвинений и откровенной лжи.
Давид прямо спрашивает их, доколе будут они бессмысленно злобствовать, потом предупреждает, что все их попытки уничтожить его тщетны, ведь Бог на его стороне: "Господь отделил для Себя святого Своего". Те, кто верит в Господа, ценятся Им наподобие "зеницы ока Его" (Зах. 2:8). Их имена начертаны у Него на ладонях (Ис. 49:16). Бог слышит, когда они призывают Его, и спешит им на помощь. Здесь Давид предвосхищает доводы Павла в Рим. 8:31: если Бог за нас, кто может нам противостоять?
4:5 Врагам Давида нужно умерить свое рвение. Для гнева должны быть правильные причины. Наставление "гневаясь, не согрешайте" цитируется в Еф. 4:26, но там оно обращено к верующим, напоминая им, что праведным будет гнев из-за поругания Бога, но никак не из-за своих личных обид. Здесь же, в псалме 4, эти слова, разумеется, обращены к нечестивым, предостерегая их, чтобы их гнев не нашел себе выход в неправедном насилии. Им следует, лежа в ночной тиши, поразмыслить в сердце своем – какое безумие идти против Бога! Такие трезвые размышления заставят их прекратить наветы и отказаться от нечестивых замыслов.
4:6 В смелом предвосхищении благовестия Давид призывает нечестивых не только жить праведно, но и уповать на Господа. "Сделайте справедливость своим жертвоприношением" (Желино). Но достичь этого могут только те, кто уверовал в Господа.
4:7 Многие люди стремятся к счастью и благополучию. Они настойчиво стараются обрести для себя благо. Но проблема в том, что они хотят обрести благословения без Благословляющего, и блага без Бога. Они стремятся получить все благодеяния жизни во Христе, не приходя к Благодетелю.
В отличие от них, Давид устремляется прямо к Источнику всех благ в мире со словами: "Яви нам свет лица Твоего, Господи!"
4:8 С веселием Давида в его общении с Господом нельзя даже сравнивать довольство безбожных, в изобилии заполнивших свои житницы хлебом и бочки вином. "Никогда не давали мне богатые урожаи хлеба и вина такой радости, какую вселяешь в мое сердце Ты" (Нокс).
4:9 Уверившись во вседостаточности Бога, псалмопевец внутренне успокаивается. Теперь он может сказать: "спокойно ложусь я и сплю", так как знает, что Сам Господь дает ему жить в безопасности. Какую перемену вызвала молитва всего-то в восемь коротких стихов!