Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Б. Пророчество о земле филистимской (глава 47)

Иер. 47:1. Напомним, что филистимляне занимали прибрежную часть иудейской равнины и постоянно были для Израиля «занозой в боку» – с того самого времени, как Иисус Навин привел евреев в землю обетованную (Суд. 3:1-4). Стоило филистимлянам «набраться силы», как они выступали в очередной поход против Израиля, пытаясь продвинуться из равнины в гористую часть Иудеи. Эти их попытки получали отпор со стороны Самегара (Суд. 3:31), Самсона (Суд. 13-16), Самуила (1-Цар. 7:2-17), Саула (1-Цар. 13:1 – 14:23; 28:1-4; 29:1-2,11; 31:1-10) и Давида (2-Цар. 5:17-25).

Царю Давиду удалось в конце-концов подчинить филистимлян Израилю, и они оставались в вассальной зависимости от него на протяжении царствования Соломона. После разделения Израиля на Северное и Южное царства положение вновь сделалось неустойчивым: при царях Иосафате (2-Пар. 17:10-11) и Озии рука Иудеи была на филистимлянах, но в царствование Иорама (2-Пар. 21:16-17), а затем Ахаза (2-Пар. 28:16-18) верх над иудеями брали филистимляне.

Пророчество это было произнесено Иеремией прежде нежели фараон поразил Газу (стих 1), т. е. скорее всего в 609 г. до Р. Х., ибо позднее, в 608 году, произошла битва при Мегиддо. Напомним, что фараон Нехао шел тогда с севера через землю Филистимскую, чтобы сразиться с Навуходоносором (4-Цар. 23:29-30), и по пути взял и разрушил Газу. «Аскалон… гибнет» (стих 5); Иеремия подразумевал «погибнет», и город этот действительно был разрушен Навуходоносором в конце 604 г. до Р. Х.

Иер. 47:2-7. Вавилоняне изображаются как воды, поднимающиеся с севера (стих 2), которые потопят все на своем пути. Ужасное нашествие их явится таким страшным потрясением для филистимлян, что у них не достанет сил и на попытки спасти собственных детей (стих 3). В стихе 4 речь идет о том, что разгром филистимлян будет столь полным, что и союзники их – финикийские города Тир и Сидон лишатся надежды на «избавление», ибо не останется у них помощников: им тоже придется испытать на себе все ужасы осады.

Остатком острова Кафтора, или Крита (Ам. 9:7; Соф. 2:5), филистимляне названы здесь потому, что значительную часть их состаляли мигрировавшие в Финикию критяне. Газа и Аскалон были двумя из филистимского союза пяти городов, пятиградия (Иис. Н. 13:3; 1-Цар. 6:4,18). Здесь они упоминаются особо по той причине, что Газа подверглась нападению египтян (47:1), Аскалон несколько лет спустя был разрушен Навуходоносором (в ноябре-декабре 604 г. до Р. Х.). Устами Своего пророка Бог возвестил, что филистимляне «попадут в клещи» халдеев и египтян, которые схватятся друг с другом, и будут «разорены».

Оплешивела (стих 5) надо понимать как «остригла себе волосы» (в знак скорби); окончание стиха 5 в англ. переводах звучит не так, как в русском, а именно: «доколе будешь стричь себя?» Этот риторический вопрос, возможно, согласуется со следующим, обращенным «к мечу Господню»: доколе он будет карать филистимлян? (стих 6) Следует «ответ» пророка, что не прежде чем падут Аскалон и окрестные прибрежные поселения, ибо таково решение Господа (стих 7; сравните с Иез. 25:15-17).