Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

ж. Об ограничениях, наложенных на Иеремию, и о грехе Иуды (16:1 – 17:18)

1) Об ограничениях, наложенных на Иеремию (16:1-9).

Иер. 16:1-4. Первое ограничение касалось личной жизни пророка, но должно было стать предупреждающим знаком для его сограждан. Лишенный нормальной семейной жизни, Иеремия страдал от одиночества, но да станет он живым и постоянным напоминанием иудеям о том, что в грядущей катастрофе те семейные узы, которым они теперь радуются, будут жестоко разорваны.

Иер. 16:5-7. Второе ограничение выразилось в запрещении Иеремии принимать участие в принятых у евреев ритуалах погребения и соболезнованиях – как по той причине, что Сам Господь отнял от этого народа… милость и сожаление, так и в знак приближения национальной трагедии, когда убитых будет слишком много, чтобы их нормально хоронить и оплакивать, и чтобы утешать выживших, которые будут терзаться по своим умершим.

Великие и малые в стихе 6 – это знатные и простолюдины. Словом стричься в русском тексте (стих 6) передана еврейская фраза, означавшая делать нарезы на теле (сравните 41:5), а потом наголо стричь голову (сравните 47:5; 48:37). Надо сказать, что изначально, Моисеевым законом, евреям было запрещено и то и другое (Втор. 14:1) как подражание языческим нормам (сравните 3-Цар. 18:28), но тем не менее, евреями практиковалось. В стихе 7 подразумевается обычай присылать в семью, потерявшую кормильца, хлеб и вино – в знак сострадания и утешения.

Иер. 16:8-9. Третье ограничение касалось участия в пиршествах; оно запрещалось Иеремии с тем, чтобы показать иудеям, что скоро всякая радость на месте сем прекратится (сравните 25:10).

2) О грехе Иуды (16:10 – 17:18).

Иер. 16:10-13. Вновь говорится о причине грядущего суда: современники Иеремии поступают еще хуже отцов своих, которые оставили Господа и стали поклоняться иным богам.

Иер. 16:14-15. Господь, говорящий к Иеремии, внезапно «меняет тему» – в этих стихах Он возвещает о помиловании, которое последует после «исполнения наказания». Вероятно, Он хочет напомнить Своему народу, что грядущий суд не означает окончательного Его разрыва с ним (сравните с 4:27 и с 5:18). Сынов Израилевых ожидает новый «исход»: когда-то Господь… вывел их из земли Египетской, но придут дни, и Он выведет их из земли северной (т. е. из Вавилона) и из всех земель, в которые изгнал их (эта часть фразы может относиться к окончанию эпохи рассеяния, когда все евреи будут собраны в Тысячелетнее царство Христа).

Поскольку 16:14-15 звучат почти идентично с 23:7-8, некоторые толкователи полагают, что стихи 14-15 попали сюда по ошибке. Но это совсем не обязательно. Иеремия не только здесь, но и в нескольких других местах употребляет одинаковые или очень схожие слова и выражения (сравните 1:18-19 с 15:20; 6:13-15 с 8:10б-12; 7:31-32 с 19:5-6; 15:13-14с 17:3-4).

Иер. 16:16-18. Возвращение к теме суда. «Рыболовами» и «охотниками» названы халдейские воины. В стихе 18 Господь подчеркивает, что земля, которую Он дал иудеям, Его земля; они осквернили ее трупами гнусных своих (подразумеваются безжизненные идолы), неприемлемость которых в глазах Иеговы подчеркивается уподоблением их трупам. Для иудеи не было более нечистого ритуально чем мертвое тело. «Мерзость» – обычное обозначение атрибутов язычества. Наследие Иеговы – то же, что Его земля.

Иер. 16:19-21. Стихи 19-20 некоторые называют «вселенской молитвой» Иеремии. Для него Господь – крепость… и прибежище… в день скорби. Пусть теперь не многие, даже из его народа, разделяют его любовь к Иегове и упование на Него. Иеремия полностью разделял веру Исаии в конечное обращение всех народов земли к этому единственному истинному Богу.

Глава завершается клятвой Господа уже ныне (в недалеком будущем) научить этому Свой непокорный народ – да познает он могущество Его, да поймет, что Он – действительно Господь.