Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Разрушение Иерусалима (глава 39)

1) О горестной судьбе иудеев (39:1-10).

Иер. 39:1-4. Подробно описывает Иеремия, как осуществились его предсказания, к которым иудеи не желали прислушаться. Последняя осада Иерусалима началась, пишет он, в девятый год правления Седекии… в десятый месяц того года, и завершилась взятием иудейской столицы халдеями в девятый день четвертого месяца одиннадцатого года правления Седекии.

Это событие было – в рамках еврейской истории – столь незабываемо-страшным, что в Ветхом Завете о нем говорится неоднократно. к примеру, Иер. 34:1-7; 52:4-16; Иез. 24:1-2,9,21; 4-Цар. 25. Принято считать – на основании времяисчисления, каким пользовались в древнем Израиле, что осада Иерусалима продолжалась более 30 месяцев, с 15-го января 588 года до 18-го июля 586 года до Р. Х. (Заметим, что при подсчете на основании западноевропейского метода времяисчисления получают иные данные, а именно 19 месяцев.) Судя по дальнейшему тексту (стихи 5-6), царь Навуходоносор при взятии Иерусалима не присутствовал, и все, что произошло затем, сделано было его военачальниками.

Они вошли в город и расположились в средних воротах (стих 3), находившихся, как полагают, в северной части Иерусалима; оттуда удобно было наблюдать за всем происходившим, и там «князья вавилонские» собирались для совещаний. Перечислены как будто бы имена четырех из них, и названы должности двух последних (некоторые – на основании лингвистического анализа – читают начальник магов как начальник жрецов). Дело, однако, в том, что «имена», приведенные в стихе 3, содержат (по крайней мере, некоторые из них) указания или намеки на «должность» тех, кому они принадлежали, так что с уверенностью трудно судить о количестве названных сановников, как и о том, только ли собственные имена их приведены здесь.

Далее описывается безуспешная попытка царя Седекии и остававшихся с ним воинов скрыться от врагов. Упоминаемый тут царский сад находился в южной части Иерусалима, близ Силоамского источника (Неем. 3:15). Те, кто пытался восстановить «маршрут» их бегства, полагают, что, пройдя через ворота между двумя стенами, беглецы оказались в скалистом ущельи, при соединении Гинномской и Кедронской долин. Вскарабкавшись на Масличную гору, они затем спустились в Иорданскую долину и пошли по ней (в русском тексте – по дороге равнины). Может быть, они надеялись пересечь р. Иордан и скрыться в Равве, главном городе дружественных иудеям аммонитян (теперь там находится Амман, столица Иордании).

Иер. 39:5-7. Так или иначе, войско Халдейское настигло Седекию на равнинах Иерихонских, читаем в стихе 5. И был последний царь Иудеи отведен вместе с остальными пленниками к Навуходоносору… в Ривлу (в этом сирийском городе на р. Оронт находился в то время царь вавилонский, контролируя оттуда ситуацию в Сирии и Финикии).

Там был произведен суд над теми, кто не пожелал слушать голоса Божьего. Следует лаконичное, но страшное описание того, как в присутствии злосчастного Седекии были заколоты сыновья его и все вельможи иудейские. После чего глаза царя, запечатлевшие эту жуткую картину, были выколоты. Как и предсказывал Седекии Иеремия, он в оковах был отведен в Вавилон.

Иер. 39:8-10. Иерусалим был сожжен, а стены его разрушены. Выживших горожан и тех, кто заблаговременно перебежал на сторону халдеев (21:8-9; 38:2,17-18), переселили в Вавилон. Какая-то часть населения (преимущественно бедняки, не имевшие земли) была, однако, в Иудее оставлена. В их лице мудрый политик Навуходоносор обеспечивал себе безопасный тыл: роздав им земельные наделы и виноградники, он мог рассчитывать как на их лояльность, так и на то, что покоренная им земля не придет в запустение и скоро вновь станет для Вавилона источником дани.

2) О судьбе Иеремии (39:11-18).

Иер. 39:11-14. По всей вероятности, имя Иеремии было Навуходоносору известно – возможно, он знал о письмах пророка к иудейским изгнанникам в Вавилоне (глава 29), а, может быть, слышал о нем от «перебежчиков» (21:8-9; 38:1-3). Зная о том, что Иеремия всячески пытался удержать своих соплеменников от мятежа против него, царь Вавилонский повелел сохранить пророку жизнь и поступить с ним по желанию его. Ответственным за это он сделал Навузардана, начальника своих телохранителей.

Далее читаем, что не только он, но и другие высокопоставленные люди из окружения царя (стих 13) приняли участие в судьбе Иеремии. Он был освобожден со двора стражи и поручен попечению Годолии, сына Ахикама и внука Сафана (таблицу «Сафан и его потомки» в толкованиях на главу 26). Годолия был затем назначен губернатором – для управления теми, кто оставлен был жить на территории Иудеи (40:7).

Некоторые видят противоречие между тем, как описывается обращение халдеев с Иеремией здесь, и тем, что читаем в 40:1. Но кажущееся противоречие, по-видимому, нетрудно объяснить. Для Иеремии, всем сердцем болевшего о своем народе, естественно было отправиться, обретя свободу, туда, где, вероятно, был «сборный пункт» пленных, – в Раму (находившуюся на 7-8 км. севернее Иерусалима). Он пошел утешать их, и сам был схвачен и закован в цепи охранявшими пленных халдейскими воинами, которые Иеремию не знали. В Раме-то он и был освобожден вторично, возможно, Годолией (хорошо знакомым с пророком), заботам которого был поручен вавилонскими сановниками.

Иер. 39:15-18. Глава завершается рассказом о том, как к Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном, было слово от Господа относительно Авдемелеха ефиоплянина, который спас пророка из страшной ямы (38:6-13). Поступив с ним милосердно, он угодил Господу и за то будет избавлен от меча и плена. В отличие от других иудейских сановников, Авдемелех возложил упование на Господа – именно оно и побудило его вступиться за Божьего пророка. И наградой ему, сказал Господь Иеремии, будет жизнь. Он не умрет вместе с прочими.