Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Отступничество и возмездие за него (главы 7-10)

Эти главы часто называют «храмовой речью» Иеремии (некоторые включают в нее только главы 7-9); центральная мысль ее в грядущем наказании народа за отступничество и поклонение лжебогам. Возникает впечатление, что обстановка, в которой «храмовая речь» была произнесена, и сопутствовавшие этому события воссозданы в 26-ой главе; она и по содержанию записанного в ней пророческого обращения весьма схожа с главами 7-9. В главе 26 прямо сказано, что это произошло «в начале царствования Иоакима, сына Иосии» (26:1).

Напомним исторические обстоятельства того времени. В битве с египетским фараоном (при Мегиддо) погиб благочестивый царь Иосия. Закончился короткий период независимости, которой Иудея пользовалась при нем (после свержения ассирийского ига). Крушению политических надежд сопутствовало обострение болезненных националистических настроений. Иудеи тешили себя мыслью о своем национальном превосходстве (над языческими народами) и уповали на свою святыню – храм, который рассматривали как некоего рода… талисман, гарантирующий им безопасность.

Божие наказание, полагали они, не постигнет город, ибо в нем созижден дом Иеговы, в котором они исправно приносят Ему жертвы (6:20). Эту ложную надежду и предстояло разрушить Иеремии, которого голос, звучавший в сердце его, побуждал объявить войну двум остававшимся у иерусалимлян «кумирам» – их гордости своим национальным превосходством и их слепой вере в храм как в таковой. Да, они исправно совершали ритуалы, думая «задобрить» ими Иегову, но, суеверно опасаясь гнева «ваалов» и «астарт», одновременно старались умилостивить и их (7:17-19) – чтобы не случилось засухи или другой какой беды.

Гнойная болячка идолопоклонства, которая до конца «не заживала» у иудеев никогда, все более угрожала им духовной гангреной, от которой ни исполненный святой таинственности храм ни тем более совершение культа, в котором сердце не участвовало, спасти их не могли. И вот Иеремия, непонятый, гонимый, ненавидимый, приходит к храму, чтобы возвещать чисто духовную религию, не отвергающую внешних «форм», но стоящую выше их. Он был одним из первых учителей человечества, который возвещал, что спасение – лишь в истинном богопознании, что подменять его внешними формами – не только бесполезно, но и преступно в глазах Божиих.

Иер. 7:1-8. Стань во вратах дома Господня… Имеются в виду ворота, которые вели во внешний двор храма, где собирался народ; напомним, что во внутренний двор допускались только священнослужители. Устами Своего пророка Господь вновь и вновь напоминает иудеям, что только «исправление путей их и деяний» (как следствие искреннего покаяния и возвращения к Нему) способно отвратить от них грядущее наказание. Только в таком случае оставил бы Он их жить на сем месте. Да не предаются они самообману, будто храм – залог сохранения города и их самих.

Иеремия напоминает соплеменникам о положении древнего закона, который через Моисея дал им Бог (стих 5 и 6 сравните с Втор. 14:29; 16:11; 19:10-13; 21:1-9; 24:19). Они давно уже уклонились от исполнения их: судят лицеприятно, притесняют беспомощных и беззащитных, проливают невинную кровь, поклоняются на беду себе чужим богам. Только если они покончат со всем этим («исправят пути свои») оставит Господь их и потомков их (стих 7) жить… на этой земле, которую Он дал отцам их. Пусть же не обманывают себя без пользы (стих 8).

Иер. 7:9-15. Продолжение и развитие предыдущих мыслей в стихах 9-10. Клянетесь во лжи (стих 9), т. е. «скрепляете» ложь клятвой. Все свои мерзости иудеи совершают в открытую, пред лицем Господа (стих 11), а потом пытаются, «договориться» с Ним, являясь в храм, который уподобили таким образом вертепу разбойников («вертепами» назывались пещеры, где разбойники скрывались от преследования); сравните Матф. 21:12-13.

На примере их собственной истории Иеремия пытался убедить сограждан в беспочвенности их надежд на то, что беды минуют их, потому что Бог, живущий в храме, «всегда с ними». Он напоминает им о Силоме, где первоначально пребывала скиния Господня (Иис. Н. 18:1; Суд. 18:31; 1-Цар. 1:3; 4:3-4). Пусть пойдут и посмотрят, что сделал Господь с местом тем за нечестие… Израиля. Сведений о том, какая судьба постигла Силом, в Библии нет.

Но после того, как филистимляне захватили ковчег завета (1-Цар. 4:10-11), священники, очевидно, бежали в Номву (1-Цар. 22:11), и Силом – как центр богопоклонения израильтян – был ими оставлен (Пс. 77:56-61). Археологические раскопки свидетельствуют, что примерно в 1050 г. до Р. Х. поселение Силом было окончательно разрушено (возможно, филистимлянами). Главная мысль Иеремии здесь та, что такая же незавидная судьба постигнет и это место, т. е. Иерусалим.

Ибо Иудею Господь так же отвергнет от лица Своего, как отверг братьев ее, все семя Ефремове (т. е. Израиль; 4-Цар. 17:5-20, особое внимание обратите на стих 20). Иеремия постоянно повторяет, что на храме наречено имя Иеговы (стихи 10,12,14); поскольку «имя» по древнееврейским понятиям олицетворяло сущность носившего его, то пророк говорит здесь о символическом присутствии Господа в храме.

Иер. 7:16-20. Господь «запрещает» Иеремии «молиться и ходатайствовать» за этот народ в знак неизбежности грядущей кары. Другими словами, Он приходит к выводу о бесполезности молитв об иудеях. Общая пораженность их, «духовной гангреной» иллюстрируется «соучастием» всех членов общества в идолопоклонстве. «Богиня неба» (плодородия, любви) – это Астарта.

Для нее принято было изготовлять пирожки, точнее, печенье, в виде кружков, напоминавших по форме луну, ибо «богиня неба» была (в более узком смысле) «богиней луны». Ей и другим богам «приготовляли пищу» и возливали вино дети… отцы… женщины. За все их позорные (стих 19) деяния, лишь иллюстрируемые приведенным примером, на место сие и на все, что живет и произрастает на нем, изольется гнев… и ярость Его, говорит Господь.

Иер. 7:21-29. При всесожжении жертвенное животное – в знак полного посвящения его Богу – сжигалось целиком; части (туш) прочих жертв шли в пищу священникам и жертвователям и для общинных трапез. Вторая фраза в стихе 21 означает таким образом, что Господь Саваоф отвергает всесожжения, приносимые иудеями; Он не нуждается в их ритуалах – пусть уж лучше съедают вместе с прочим и то мясо, которое теперь сжигают якобы для Него.

Много спорили богословы по поводу стиха 22. Неужели Иеремия отрицал древность заповедей о жертвоприношениях, считая их позднейшей выдумкой? Но в других местах он говорит о них как о святыне (17:26; 33:11,17-18), что делает подобное предположение неприемлемым. По толкованию раввинов сказанное в стихе 22 подразумевает, что с самого начала (при исходе евреев из Египта и, следовательно, до получения ими закона Моисея) Бог говорил… отцам иудеев о необходимости послушания Ему (Исх. 15:26); это было первой Его заповедью им, и лишь «во вторую очередь» Он дал им заповеди… о всесожжении и жертве.

Это полностью подтверждается стихом 23. Однако главной Его заповеди, сетует Господь, иудеи никогда не исполняли, они не слушали пророков, которых Он посылал им, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, поворачивались к Богу спиною (стих 24). И теперь они… не послушают… тебя, не ответят на зов твой, говорит Он Иеремии. Так что пророку ничего не остается, как остричь волосы в знак печали и поднять плач по народу, который Господь… оставил, ибо он навлек на себя гнев Его.

Иер. 7:30-34. При Манассии, по распоряжению этого нечестивого царя, во дворах дома Господнего были установлены жертвенники языческим богам (стих 30); таким образом храм подвергся осквернению (4-Цар. 21:3,5-7; сравните с Иез. 8:3-18).

Долина сыновей Енномовых, или просто Енномова долина, простиралась к югу от Иерусалима. В юго-восточной части этой плодоносной долины находилось место под названием Тофет (о происхождении и значении этого слова спорят; по некоторым данным оно означало «плевок» или «гарь»). На сооруженных в Тофете высотах идолопоклонники, почитавшие Молоха, приносили в жертву ему детей. Повинен был в этом омерзительном грехе и сам царь Манассия (2-Пар. 33:6).

Фразу чего Я не повелевал, и что Мне на сердце (на ум) не приходило (стих 31) толкуют и так, что, возможно, следуя примеру язычников, некоторые евреи «по собственному почину» приносили сыновей своих и дочерей в жертву Иегове; на мысль о необходимости этого их могло натолкнуть сказанное в Исх. 13:2 и 12; сравните с Мих. 6:7.

Зато вот, приходят дни… (стих 32). Царем Иосией отвратительные Господу человеческие жертвоприношения были запрещены, но грех этот в глазах Иеговы все еще не был искуплен страданиями: им еще предстояло прийти. И тогда («в те дни») Тофет и долина Енномова названы будут долиною убийства, так как в Тофете станут хоронить (после разрушения Иерусалима) множество убитых, для которых обычных мест захоронения уже не хватит.

Позднее долину Енномову стали называть Ге-Хинном; греки произносили это слово как «геенна», его-то (порой присовокупляя к нему определение «огненная») употребляют с тех давних пор в значении «ада», места вечных мучений грешников (Матф. 5:22,29-30; 2-Пет. 2:4).

Предсказание Иеремии, что трупы людей сделаются пищею птицам… и зверям, соответствовало записанному в книге Второзакония (Втор. 28:26). Неоднократно повторяет Иеремия, что радость покинет дома и улицы Иерусалима, покинет города Иудеи (сравните 16:9; 25:10), потому что земля эта опустеет.