Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

г. О семидесятилетнем вавилонском пленении (глава 25).

Тридцать посланий Иеремии о суде (главы 2-25) сгруппированы по тематическому, а не по хронологическому принципу. То из них, которое помещено в главе 25, думается, нарочито представлено завершающим посланием, потому что служит как бы «ключевым камнем» для всех предыдущих.

1) Предупреждения были оставлены без внимания (25:1-7).

Иер. 25:1-3. Очевидно, в связи с особой значимостью этого послания в книге указано время, когда пророк обратился с ним ко всему народу Иудейскому. Это было в четвертый год Иоакима, который для Навуходоносора, царя Вавилонского, был первым годом его пребывания у власти, т. е. в 605 году до Р. Х. В тот год Навуходоносор нанес сокрушительное поражение при Кархемисе египетскому фараону Нехао и сделался в результате властителем всей западной Азии, Сирии и Палестины. (По другим подсчетам, учитывающим календарные изменения и ряд других факторов, это пророчество могло быть произнесено Иеремией между апрелем и сентябрем 604-го года.) Вот уже двадцать три года, констатирует Иеремия в начале послания, как призвал меня Господь нести вам слово Его, что я и делаю с раннего утра (до позднего вечера, подразумевается), но вы отказываетесь слушать меня.

Иер. 25:4-7. Бросая взгляд в прошлое, Иеремия напоминает согражданам, что истинных пророков Божиих, которых Господь посылал к ним (тот же, что в предыдущем стихе, речевой прием – с раннего утра – означает в этом контексте «вновь и вновь»), они тоже слушать не желали (стих 4). Между тем, они, как и он, говорили им, чтобы оставили злые пути свои и дела и не гневили бы Господа служением иным богам. Если бы они послушались, то спокойно жили бы на этой земле, которую Господь дал… отцам их и им самим навеки (стихи 5-6). Но они упорно действовали вопреки воле Господней – на зло себе (стих 7).

2) Пророчество о будущем (25:8-14).

Иер. 25:8-11. Суд и бедствия грядут на непокорных. Племена северные – это халдеи. Навуходоносор назван рабом Господним в том смысле, что послужит орудием Его суда; он придет на землю сию, чтобы разрушить Иерусалим и покарать Иудею и ее союзников, и «совершенно истребить их» (стих 9). В стихе 10 – характерное для Ветхого Завета иносказание национального бедствия. Звук жерновов: сильным шумом домашних жерновов оглашались утренние часы, когда служанки принимались молоть на них зерно. Это, как и свет светильника (светильники постоянно горели в домах) – «признаки» мирной жизни.

В стихе 11 Иеремия предсказывает, что вавилонское пленение продлится семьдесят лет. Пророк, очевидно, считал, начиная с 605 года (когда, одержав победу над фараоном Нехао, Навуходоносор автоматически стал властителем Палестины и соседних с ней территорий, хотя нога его воинов еще не ступала туда) до 537 года, когда вышел знаменитый указ Кира (может быть, до возвращения первых «реэмигрантов» в Иудею и обоснования их там). Получается чуть меньше 70 лет. Одни богословы видят тут символический смысл: цифры 7 и 10, от помножения которых получается 70, являются в Библии символами полноты.

Другие полагают, что цифра 70 соответствует тут числу «субботних лет», которые не соблюдали иудеи. Дело в том, что согласно Моисееву закону земле следовало давать отдых каждые 7 лет. Это было волей Божией (Лев. 25:35). В «субботние годы» не следовало засевать землю ни подрезать виноградные лозы. Бог предупреждал, что за нарушение этого закона иудеями Он изгонит их с земли, чтобы таким образом дать ей отдых (Лев. 26:33-35). Автор 2-ой книги Паралипоменон прямо пишет, что вавилонское пленение, предсказанное Иеремией, дало земле возможность «компенсировать» свой «субботний отдых» и насладиться им (2-Пар. 36:20-21).

Иер. 25:12-14. В этой части пророчество о последующем наказании за их нечестие самих вавилонян, которые теперь послужат орудием Божественной кары для Иудеи. Несколько необычно выглядит торжественное удостоверение пророчеств Иеремии Самим Иеговой (стих 13): все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы, Я совершу. О том, на что «намекает» здесь Бог в отношении Вавилона, подробно читаем в главах 50-51. Представляется, что, по крайней мере, частично, эти главы были написаны примерно в то же время, что и глава 25. Господь воздаст халдеям по их поступкам и по делам рук их (стих 14).

3) Предупреждение о грядущей ярости (25:15-29).

Иер. 25:15-26. Возможно, пророку было послано видение: Господь, Бог Израилев, протягивает ему чашу… с вином ярости Своей, чтобы он, Иеремия, напоил из нее все народы, к которым Бог посылает его (очевидно, в значении предрек им горестную участь, которая не минует их – ведь если Господь наводит бедствие на Свой народ, то язычникам ли остаться ненаказанными! – стих 29). (Местоположение многих из перечисленных здесь народов можно найти на карте «Мир во дни Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к этой книге.)

Итак, первой испить из «чаши ярости» Господней предстояло Иудее, за ней последует Египет (чья помощь, почти всегда эфемерная, служила иудеям лишь к искушению; Иез. 29:6-9). Полагают, что смешанный народ в стихе 20 – это пришельцы из других стран (те же финикийцы и греки, которые стали селиться в Египте еще при отце фараона Нехао). Не вполне ясно, где находился Уц, но предполагают, что на востоке от Едома, в северной Аравии (толкование на Иов. 1:1).

Филистимляне занимали ту часть прибрежного района Средиземного моря, которая лежала на запад от Иудеи, тогда как Едом, Моав и Аммон (перечисляемые тут в направлении с юга на север) лежали на восток от Иудеи, на противоположных от нее берегах реки Иордан и Мертвого моря. Финикийские города Тир и Сидон находились на север от Иудеи (на средиземноморском побережьи). Под «островами» понимались не только находившиеся в Средиземном море острова (в собственном смысле слова), но и все его побережье, в первую очередь, финикийские колонии.

Дедан, Фема и Буз были городами в северной части Аравийского полуострова. (Относительно стригущих волосы на висках в толковании на Иер. 9:26.) Эти города ассоциируются в тексте с царями кочевых народов (или бедуинских племен), живших в пустыне (стих 24). Местонахождение Зимврии не установлено, но из текста (стих 25) следует, что эта территория связана была с Эламом и Мидией – странами, лежавшими на восток от реки Тигр. Все эти земли попали под владычество Вавилона. И здесь это предсказано пророком. «Чашу ярости Господней» они выпьют из руки Вавилона.

И после всех них… выпьет ее царь Сесаха. Кто понимался под ним? Большая часть богословов рассматривает это название как криптограмму, или атбаш, слова «Вавилон». Древние писатели иногда прибегали к такому вот особому написанию, в котором первая буква алфавита заменялась последней, вторая – предпоследней и т. д.

В данном случае из слова Бабел (Вавилон) могло получиться Сесах. Однако трудность, возникающую вслед за этим, богословы, хоть и пытаются преодолеть, но не очень успешно. Зачем (задаются они вопросом) понадобилось Иеремии прибегать к криптограмме, если перед этим (стих 12) он говорил о предстоявшем наказании Вавилона открыто? Четкого ответа на этот вопрос нет.

Иер. 25:27-29. Тут в образной восточной манере повторяется мысль о неизбежности Божьего суда, грядущего на все народы тогдашнего мира, начиная с Иудеи и ее столицы Иерусалима, города, на котором наречено имя Господне.

Иер. 25:30-33. Продолжение той же темы в этих стихах и до конца главы. Господь возгремит на народы с высоты небесной; страшно возгремит на селение Свое (очевидно, на место обитания избранных Своих, т. е. на Иудею, на Иерусалим).

Надо полагать, топтавшие виноград в точилах громко перекликались между собой: с их криками сравнивается громкий глас Господа (стих 30). Состязание в стихе 31 – это суд. Следует описание грядущего бедствия на языке, характерном для библейских пророков (стихи 32-33).

Иер. 25:34-38. «Пастырям» разного рода, т. е. вождям племен и народов, останется лишь посыпать головы свои – в знак скорби – дорожной пылью (прахом). Ибо время их заклания и рассеяния наступило (здесь пророческое прошедшее); стих 34. В стихах 35-37 – описание грядущего бедствия.

В стихе 38 карающий Бог уподобляется льву, выходящему на добычу «из своего жилища». И вот земля превратилась в пустыню от ярости Божественного опустошителя.

Б. Конфликтная ситуация с согражданами не заставляет Иеремию умолкнуть (главы 26-29)

Хотя и в первой части книги содержатся свидетельства о недоброжелательном отношении сограждан Иеремии к его посланиям (11:18-23; 15:10; 20:1-6), не оно было главной темой в главах 1-25, которые «сфокусированы» на суде Божием – неминуемом, если люди не покаются. В главах 26-29 акцент смещается на отвержение – как вождями, так и народом – пророчеств Иеремии.