Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

5) Пророчество относительно праведной Отрасли (23:1-8).

Иер. 23:1-4. Горе ожидает иудейских правителей (негодных «пастырей»), губящих Божию «паству» (народ Израильский). сравните с Иез. 34:1-10. Обращает на себя внимание, что в стихах 1-2 Господь говорит устами Иеремии, что Его овец… разгоняют и рассеяли нерадивые пастыри, а в стихе 3 читаем: Я изгнал их. Объяснение, очевидно, в том, что в стихе 2 подразумевается причина суда Божия (злые деяния правителей народа), а в стихе 3 констатируется, что осуществил суд Сам Иегова. И Он же (в дальнейшее осуществление Своей воли) вновь соберет остаток стада изгнанных Своих из всех стран их рассеяния, чтобы возвратить их в землю обетованную (во дворы их). И тогда управлять ими станут достойные пастыри.

Иер. 23:5-6. Более конкретно – Пастырь, праведный Царь, Который в качестве многих пастырей поставит достойных себе помощников. Мы уже видели, что Иехония (сам и в лице потомков своих) как одна из «ветвей» Давидовых – был Господом «отсечен» от царского родословия. Но Господь обещает здесь через Иеремию восстановить Давиду Отрасль праведную, т. е. дать царскому дому другого Царя, мудрого и справедливого, – из членов этого дома. Предсказание это исполнилось в Иисусе Христе.

Хотя в первый раз Он приходил только как Мессия Израиля, полностью предсказание Иеремии осуществится во второе Его пришествие и последующее тысячелетнее правление Его. В то время Южное царство (Иуда) и Северное царство (Израиль), т. е. потомки выходцев из этих царств, вновь соберутся вместе, чтобы жить под эгидой обещанного им Царя в безопасности (в этом смысле надо, видимо, понимать слово спасется в стихе 6).

Имя этого Царя будет, возвещает Иеремия, «Господь – оправдание наше». Или (по другим переводам) – «праведность наша». Но в любом случае ясно, что пророку приоткрылось тут мессианское время оправдания и благодати. Не случайно, видимо, что по-еврейски имя Мессии, приведенное здесь Иеремией, созвучно имени последнего Иудейского царя – Седекии. В отличие от него, грядущий Царь будет жить и править согласно Своему имени, ибо Им будет Сам праведный Бог Израиля.

Иер. 23:7-8. Для пророка эти отдаленные дни уже наступают. Но в его прозрении сливаются в одно два события еврейской истории (разделенные неопределенно долгим промежутком времени): освобождение иудеев из вавилонского плена (из земли северной; стих 8) и событие колоссальной значимости – возвращение их после второго пришествия Мессии из всех земель, куда… изгнал их Бог. Для Иеремии и «ближнее» и то, другое, событие столь драматичны, что в свете их померкнет, по его словам, значение первого, решающего для евреев, события их истории – исхода из Египта.

б. Обличение лжепророков (23:9-40)

Эта речь (возможно, она объединяет две речи, произнесенные через какой-то промежуток времени) посвящена обличению лжепророков, которые всячески старались «перекричать» Иеремию, заглушить ноту обреченности, неизменно звучавшую в его речах (сравните с 6:13-14; 8:10-11; 14:14-16; 28:1-4,10-11; 29:8-9,20-23,31-32) и «успокоить» народ обещаниями мира.

Иер. 23:9-12. Иеремией как бы владеет голос Божий, от которого раздирается… сердце его, ибо для слышащего Его святые слова вовсе непереносимо зрелище духовных прелюбодеяний, наполнивших землю Иудеи, и сознание, что засуха, поразившая ее (пустыни в стихе 10 имеют значение «пустых пространств»), – это Божия кара (проклятие). В окончании стиха 10 (мысль продолжается в стихе 11) – речь о лжепророках и священниках, действовавших заодно.

Они в своих интересах искажали Тору. Для Иеремии были очевидны (и мучительны!) их беспечность, склонность к «компромиссам», их «патриотические настроения», ради которых они старались замаскировать духовную болезнь народа и усыпить его, хотя кто-кто, а священнослужители не могли не знать чем грозит ему постоянное нарушение завета.

Год посещения их (стих 12) – это год, когда суд совершится.

Иер. 23:13-15. Лжепророков, своих современников, Иеремия сравнивает с пророками Самарии (т. е. Израиля, Северного царства), которые в безумии своем пророчествовали от имени Ваала и тем все далее уводили еврейский народ от Иеговы (3-Цар. 18:16-40; 4-Цар. 10:18-29; 17:16). Как те, так и пророки Иерусалима, совращающие (духовным прелюбодейством своим) жителей его, – в глазах Божиих подобны (вместе с совращенными ими) обитателям Содома и Гоморры. В стихе 15 иносказательно говорится о горькой судьбе, которая постигнет виновных.

Иер. 23:16-22. Лжепророки выдают свои выдумки и мечты за то, что будто бы сошло с уст Господних. Пренебрегающим Иеговой они обещают мир и упорствующим во грехах – что беда не постигнет их. Но они не от Господа (они «не стояли в совете… Его»; (стих 18). Если бы они стояли в Божием совете, то… отводили бы народ от злого пути… и от злых дел (стих 22). Но они сознательно обманывают вверенную им паству, и потому буря Господня с яростью… падет на главу нечестивых (стих 19).

Иер. 23:23-32. Иронически звучит стих 23, смысл которого раскрывается в стихе 24: «расстояние» – не препятствие для Бога. Он, будучи вдали от людей, всегда вблизи них: в этом благо для призывающих имя Его и «неудобство» для тех, кто хотел бы от Него скрыться. Последнее – невозможно, ибо Он, наполняющий Собою небо и землю, все видит и слышит. Он слышит, как лжепророки говорят ложь от Его, якобы, имени, ссылаясь на свои сны.

Они преподносили их народу как вещие сны, содержащие откровения Божии, между тем, это были обычные пустые сновидения – не более похожие на слово Его чем мякина на чистое зерно (стих 28). Не думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего (Моей сущности) посредством снов своих? – гневно вопрошает Господь устами Иеремии (стих 27). При нынешней развращенности иудейского народа истинное слово Божие не может не жечь, как огонь, и не бить больно, как молот, подразумевается в стихе 29.

Пророки крадут слова Мои друг у друга (стих 30). Тут может подразумеваться, что пророчествовавшие ложно обращались к утешительным предсказаниям иных времен (того же Исаии;, к примеру, Ис. 7), произнесенным совсем по другому поводу, и «прилагали» их к своим дням. Либо что они прибегали к «плагиату», цитируя друг друга и выдавая цитируемое за слова Иеговы.

Иер. 23:33-40. Эти стихи построены на игре слов. Дело в том, что евр. существительное масса – «пророчество» – происходит от глагола насса, означающего «поднимать», «нести» (толкование на Зах. 9:1). Таким образом и существительное подразумевало груз или тяжесть, которые кому-то приходилось поднимать или нести. «Грузом», который должен был нести истинный пророк, как Иеремия, было слово Божие, которое часто тяжестью ложилось на его сердце (сравните с Ис. 13:1, толкование на этот стих; у Исаии постоянно звучат тягостные пророчества о грядущем суде: Ис. 15:1; 17:1; 19:1; 21:1,11,13; 22:1; 23:1).

Здесь Бог устами Иеремии осуждает отношение иудеев к не нравившимся им словам истинного пророка. Очевидно, не ожидая от него «ничего доброго», они при каждом его появлении в храме или на улицах язвительно осведомлялись (стих 33): какую новую тяжесть, беду (бремя) он собирается им возвестить на этот раз? Отвечай им, говорит Господь, что одно лишь бремя ожидает их: Я, Господь, их покину. Существует и такое прочтение последней фразы в стихе 33 «Вы сами – бремя для Меня, говорит Господь, – бремя, которое Я сброшу».

Так или иначе, за неуважительное обыгрывание того, что действительно было Его откровением, намекавшее на то, что всякое слово, исходящее от Господа, было бременем, Иегова обещает наказать виновных (стих 34). Лучше им вообще не употреблять слова «бремя», чтобы не извращать откровений живого Бога, а заменить его словами: «что ответил… Господь?» или: «что сказал Господь?» (стих 35). В стихах 37-40 – повторение тех же предостережений и предупреждение о суровом наказании, которое постигнет не желающих отнестись к ним серьезно.