Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. КОНФЛИКТ ПРОРОКА С НАРОДОМ

а. Послание Иеремии (26:1-6)

Иер. 26:1-3. Это слово от Господа Иеремия возвестил народу и его вождям в 609 или в 608 году до Р. Х. (В начале царствования Иоакима. Речь явно ассоциируется с той «храмовой речью» пророка, которая записана в главах 7-10; представляется, что стихи 1-6 в этой главе вкратце передают то, что более подробно излагается в главе 7 (стихи 3-15). Глава 26 (в отличие от «храмовой речи») включает детальное описание реакции слушателей Иеремии на его выступление. Многие толкователи считают, что весь этот рассказ (глава 26) был составлен учеником Иеремии – Варухом (обращает на себя внимание, что о пророке здесь говорится в 3-ем лице).

Итак, Господь повелел Иеремии сказать Его слова… всем городам Иудеи (стих 2), т. е. всем тем, кто приходил из этих городов в Иерусалим, чтобы совершить поклонение Иегове в храме. Стань на дворе дома Господня (стих 2); сравните со стихом 10 «князья Иудейские… сели у входа в новые ворота дома Господня». Речь в них идет об одном и том же месте.

Иеремии следовало произнести его речь у ворот, которые вели к верхнему двору храма (как видно из 36:10, они и названы «новыми»), являвшегося внутренним двором святилища; там обычно объявляли волю царя глашатаи, там решались важные тяжбы и обсуждались общественные события с участием высокопоставленных лиц («князей»).

Главным «тезисом» этого выступления пророка было: если каждый из иудеев обратится от злого пути своего, то Господь отменит то бедствие, которым думает покарать их за злые деяния их (сравните с 7:3-7).

Иер. 26:4-6. В противном случае с храмом произойдет то же, что произошло с Силомом, и город сей (Иерусалим) будет предан на проклятие всем народам земли (стих 6). Напомним, что во времена Судей святилище израильтян находилось в Силоме, и в нем хранился ковчег Иеговы. Пока народ был верен завету, Бог пребывал с ним, когда же – изменил, Господь перестал охранять святилище в Силоме; оно было разрушено извечными врагами евреев – филистимлянами, которые захватили и главную святыню – ковчег (1-Цар. 4:11; 5:1,2).

6. Стихийный «суд» над Иеремией (26:7-15)

Иер. 26:7-11. Это выступление у «новых ворот» едва не стоило пророку жизни. Не только священники и лжепророки, но и толпа простолюдинов встретила слова Иеремии с яростью. Они возмутились, что он – от имени Господа – предрекает храму участь Силомского святилища, а Иерусалиму – разрушение. Надо полагать, что особенно негодовали храмовые служители: ведь Иеремия – сам из левитов, а произносит богохульные (как они полагали) речи против Божией святыни! Смерть ему! – вопили они.

Иер. 26:12-15. В защиту свою пророк выдвинул три аргумента. Он действительно послан Господом сказать все те слова, которые слышали собравшиеся. Но пророчество его не безусловно: если иудеи исправят пути свои и деяния и послушаемся гласа Господа, то Господь отменит бедствие, которое изрек на них. Наконец, своей жизнью он, Иеремия, не дорожит, но пусть знают твердо те, которые хотят предать его смерти, что прольют невинную кровь и тем усугубят вину города и жителей его, ибо истинно Господь послал его, чтобы в самые уши их прокричал все эти слова, которые они с такой яростью отвергают.

в. Помощь к Иеремии приходит от князей и народа (26:16-24)

Иер. 26:16-19. Сказанное Иеремией в свою защиту прозвучало настолько убедительно, что охладило гнев толпы и сановников: они заняли его сторону против ослепленных гневом служителей храма и лжепророков. Этот человек не подлежит смертному приговору, решили они.

Некоторые из старейшин вовремя напомнили народному собранию о схожем пророчестве Михея Морасфитянина (или Михея Морешотского), произнесенном за 70 лет до того, во дни царя Езекии (Мих. 3:12). Он тоже предрекал Иерусалиму гибель и опустошение, и никто не заграждал ему уст Более того: благочестивый царь… Езекия послушался тогда слов пророка и тем спас Божий город от грозившей ему гибели.

Иер. 26:20-23. Здесь, видимо, не продолжение слов «старейшин», но – авторская речь (возможно, Варуха, ученика Иеремии, но явно не его самого). Желая подчеркнуть, какая опасность угрожала тогда Иеремии, составлявший этот «рассказ» подробно останавливается на пророчестве Урии, сына Шемаии, и на его участи. О нем известно лишь то, что сказано здесь. Он был из Кариафиарима и после того, как выступил с точно такими же словами, как Иеремия, о горькой судьбе города сего и земли сей, вынужден был бежать от грозившей ему смерти в Египет.

Но фараон выдал своему союзнику Иоакиму неугодного тому пророка, и царь умертвил его и обесчестил уже после смерти (стих 23 сравните с 4-Цар. 23:6). Упоминаемый в стихе 22 Елиафан был, вероятно, тестем царя (4-Цар. 24:8). В Иер. 36:11-12 он назван среди тех сановников, которым Варух, ученик пророка, зачитал свиток, написанный им под диктовку Иеремии, – тот самый, что будет изорван и сожжен исполненным самомнения Иоакимом (36:21-23). Возможно, отец Елиафана – Ахбор был одним из сановников царя Иосии, ходившим в числе других к пророчице Олдаме после того, как в храме был обнаружен свиток закона (4-Цар. 22:12-14).

Иер. 26:24. Глава завершается сообщением о том, что более всего спасением своей жизни Иеремия был обязан заступничеству Ахикама, сына Сафанова (или Шафанова). Странное, казалось бы, создалось положение: на защиту Иеремии стали светские люди, а духовенство и пророки превратились в его смертельных врагов. Но разгадка именно в том, что сторонником Иеремии сделался Ахикам, сын главного писца (при Иосии) – Шафана (2-Пар. 34:20), который был инициатором реформы. Видимо, не все ревнители преобразований лишились власти и авторитета, и они-то всячески поддерживали Иеремию.

Надо сказать, что семейный клан Сафана (Шафана) играл важную роль в Иудее в последние годы ее существования (таблицу «Сафан и его потомки»). Сам он был главным писцом (по современным понятиям – государственным секретарем) при Иосии, доложившем царю об обнаружении в храме свитка закона (4-Цар. 22:3-13). По крайней мере, четыре сына было у Сафана, три из которых представлены Иеремией в положительном свете. Это – Ахикам, Гемария и Елеаса.

Но – в семье не без урода, и им в клане Сафана оказался четвертый сын – Иезания: его «каждение» в среде идолопоклонников, свидетелем чему стал Иезекииль, поразило пророка ( Иез. 8:11). Внук Сафана и сын Ахикама – Гедалия был назначен Навуходоносором губернатором Иудеи после падения Иерусалима в 586 г. до Р. Х.