Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Иоаким сжигает книжный свиток (глава 36)

1) Иеремия пишет свиток (36:1-7).

Иер. 36:1-3. События, описанные в этой главе, начались в четвертый год царствования Иоакима, т. е. в 605-604 гг.до Р. Х.; сравните с 25:1. Бог повелел Иеремии записать в свиток все его пророчества (которые он когда-либо произносил со слов Господа) относительно Израиля, Иудеи и других народов. Напомним, что начало пророческой деятельности Иеремии относится к 627 г. до Р. Х. (сравните с 1:2; 25:3).

Это таким образом должно было стать первым «собранием речей» Иеремии (прежде, в 25:13, о нем уже упоминалось). (в этой связи во Вступлении к книге таблицу, отражающую время произнесения Иеремией его пророчеств.) После этого было составлено, по крайней мере, еще два таких собрания, ибо о них упоминается в книге: 36:32; 51:63-64. Не вызывает сомнения, что и до этого Иеремия записывал некоторые свои пророчества.

Зачем же именно теперь Бог повелел ему «свести» все эти «выступления», большей частью угрожающего характера, воедино? На этот вопрос может быть два ответа. Первый. Многое из того, что изрек пророк на протяжении более чем двух десятилетий, очевидно, осуществилось, и напоминание об этом могло произвести сильное впечатление на тех, кому речи Иеремии предназначались. Второе. В те дни пророк был поставлен в особые условия, о которых в стихе 5 говорит: «я заключен».

Судя по стих 19, он не был «заключен в тюрьму», но, скорее всего, лишен был права выступать в храме, перед народом, так что записанное Варухом (стих 4) должно было послужить вместо устного выступления Иеремии. Может быть, выражал надежду Господь, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, и одумается, отвратится от злого пути своего, чтоб Я мог простить неправду их и грех их.

Иер. 36:4-7. Итак, Иеремия… призвал своего ученика и писца (секретаря) Варуха (32:12-16; 36:26) и продиктовал ему все слова Господа, сказанные ему Иеремией. Не известно, диктовал ли он их по памяти, или читал со старых свитков. В любом случае делалось это по вдохновению свыше (сравните с Иоан. 14:25-26). Объяснение слова заключен (стих 5) выше.

Записанное со слов Иеремии Варуху предстояло зачитать в храме в день поста при большом по этому случаю стечении народа (вслух всех Иудеев – стих 6). Речь, по-видимому, шла о некоем «внеочередном» посте, объявленном перед падением Иерусалима (в 586 г. до Р. Х.), т. е. в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стих 9 и сравните с 2-Пар. 20:3; Иоил. 1:14; 2:15). (Лишь после падения Иерусалима были введены регулярные дни поста; Зах. 7:3,5; 8:19.) Обратите внимание на созвучие стихов 3 и 7. Устами пророка Господь все еще выражал надежду, что народ Его, «обратившись от злых дел своих», тем даст Ему возможность «простить их неправду и грех» (стих 3). В стихе 7 пророк выражает ту же надежду от своего имени.

2) Варух читает свиток (36:8-19).

Иер. 36:8-10. Какое-то время прошло между написанием свитка и прочтением его в храме (сравните стих 1 со стихом 9). Может создаться впечатление, что между «четвертым» (стих 1) и «пятым» (стих 9) годами правления Иоакима прошло месяцев девять. Но с учетом особенностей еврейского времяисчисления и при тщательном сопоставлении событий и дат исследователи приходят к выводу, что интересующий нас промежуток времени едва ли превышал три месяца; полагают, что девятый месяц пятого года Иоакима (стих 9) приходился на ноябрь-декабрь 604 г до Р. Х.

Уточнение это несомненно имеет значение, потому что, согласно «вавилонским хроникам», в это именно время Навуходоносор собирал в Палестине «обширную дань» с покоренных им городов и народов. Пост скорее всего, объявлен был в тот месяц, когда вавилонский царь овладел городом Аскалоном (или Ашкелоном) и разграбил его. Целью поста как раз, видимо, и было умолить Бога об отведении от Иерусалима страшной угрозы со стороны Навуходоносора.

Варух… прочитал свиток Иеремии в комнате Гемарии, сына Сафанова (таблицу «Сафан и его потомки» в комментариях на 26:24); уточняется местоположение этой комнаты (на верхнем дворе храма, у входа в новые ворота). Все, кто собрались там, были его слушателями. Заметим, что это было сделано с разрешения писца Гемарии, сына Сафана – прежнего начальника царской канцелярии (4-Цар. 22:3). Как и брат его – Ахикам (Иер. 26:24) Гемария был сторонником Иеремии.

Иер. 36:11-19. Вероятно, Гемария вышел из комнаты, где Варух читал свиток, но сын его – Михей внимательно выслушал все слова Господни. После чего спустился из храма в царский дворец и явился к начальнику царской канцелярии – Елисаму. Ему и присутствовавшим там другим официальным лицам он изложил все, что услышал от Варуха. Имена некоторых сановников, названных в стихе 12, повторяются в стихе 21 и 25. Например, Елнафана, сына Ахбора.

Ахбор упоминается в связи с обнаружением в храме (в дни царя Иосии) свитка закона (4-Цар. 22:12-14). Что касается самого Елнафана, то если это тот же самый человек, о котором читаем в 4-Цар. 24:8, то царю Иоакиму он приходился тестем. Любопытно, что этот Елнафан с одной стороны упрашивал царя Иоакима не сжигать свитка Иеремии (стих 25), а с другой – он же возглавил незадолго до этого группу царских слуг, отправившихся в Египет за укрывшимся там пророком Урией, чтобы доставить его обратно в Иерусалим и там предать казни (Иер. 26:20-23).

Выслушав Михея, сановники послали за самим Варухом; тот пришел и прочитал… им свиток вслух. С ужасом переглянулись князья и на всякий случай уточнили, как составлен был этот свиток. После чего посоветовали Варуху надежно скрыться где-нибудь вместе с Иеремией. Слишком свежа была у всех в памяти реакция царя Иоакима на подобные пророчества Урии.

3) Царь сжигает свиток (36:20-26).

Иер. 36:20-22. Придворные решили «подготовить» царя и, отправившись к нему, свиток оставили в комнате Елисама, содержание же его пересказали Иоакиму вслух. После чего царь потребовал, чтобы свиток ему принесли. Читать его царю и его приближенным стал Иегудий. Иеремия подчеркивает, что это происходило в девятом месяце, т. е., как упоминалось в толкованиях на 36:8-10, в ноябре-декабре 604-го года до Р. Х. В это время года в Иерусалиме бывает довольно холодно, и сказано, что царь… сидел в зимней части дворца (возможно, обращенной на юг – к лучам зимнего солнца), и что перед ним горела жаровня.

Иер. 36:23-26. Написанное вертикальными столбцами на свитке царь по мере прочтения сжигал на огне в жаровне, пока не уничтожил всего свитка. Примечательно, что, в отличие от царя Иосии, благочестивого отца своего, Иоаким страха перед словом Божьего осуждения не испытывал (сравните с 4-Цар. 22:11-13).

То же и большая часть сановников его (как не испытывали они и раскаяния, что выражено во фразе и не разодрали одежд своих), хотя некоторые из них и упрашивали царя не сжигать свитка (стих 25). Как и предвидели в царском окружении (стих 19), царь дал приказ арестовать Варуха писца и Иеремию пророка. Но, сказано, Господь сокрыл их (стих 26).

4)Свиток переписан заново (36:27-32).

Иер. 36:27-32. И там, где скрывались они, Иеремия услышал глас Божий, повелевший ему восстановить написанное прежде на новом свитке, очевидно, расширив и конкретизировав текст предсказания (окончание стиха 32). Помимо записанного в главе 36, пророку следовало добавить слова, адресованные лично царю… Иоакиму, о неотвратимом теперь осуждении его Богом. За то, что он дерзко воспротивился предупреждению Иеговы относительно опасности, угрожавшей «земле сей» со стороны Навуходоносора, две кары постигнут царя.

И вот первая. На престоле Давидовом не будут сидеть наследники Иоакима. Исторически это осуществилось следующим образом: сын Иоакима, Иехония, хотя и сел на этот престол, но занимал его всего три месяца, после чего царем стал дядя его – Седекия (Иер. 22:24-30 и толкования на эти стихи). Вторая кара. По смерти Иоаким не получит достойного погребения (сравните с Иер. 22:18-19).

Так, очевидно, и произошло; полагают, что Иоаким погиб при взятии Иерусалима вавилонской армией. Третья кара обрушится, записал Варух со слов Иеремии, на неправедных слуг царя (то же, очевидно, что мужи Иуды) и на жителей Иерусалима – за их неповиновение Господу. Ибо теперь Он наведет на них… все зло, о котором предупреждал их (стих 31).