Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Г. Предупреждение о надвигающейся катастрофе (главы 34-45)

Обосновав в глазах иудеев грядущую надежду (главы 30-33), Иеремия возвращается к описанию надвигающегося теперь «суда». Предсказанная им гибель царства (главы 2-29) произойдет очень скоро. Главы 34-36 продолжают тему отвержения, начатую в главах 26-29. Народу, который отверг Господни предупреждения, не избежать наказания. В главах 37-45, построенных в хронологическом порядке, события, имевшие место в процессе и после падения Иерусалима под ударами вавилонской армии, описаны подробно.

I. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ДЕЛАВШИЕСЯ ДО ПАДЕНИЯ ИУДЕИ (главы 34-36)

а. О непоследовательности в поведении народа (глава 34)

1) Предупреждение Седекии (34:1-7).

Иер. 34:1-3. В отличие от пророчества, содержащегося в предыдущей главе, это было произнесено Иеремией, когда он находился на свободе (фразу в стихе 2: иди и скажи Седекии. Точно датировать это обращение к последнему иудейскому царю – трудно. Судя, однако, по сказанному в 34:21 и 22 – о том, что войско вавилонское отступило от Иерусалима, но будет возвращено к нему, оно сделано было не в последнюю осаду иудейской столицы, закончившуюся гибелью ее, а, вероятно, во время предшествовавшей ей «предупредительной» осады, которая последовала за восстанием Седекии, вопреки предостережению Иеремии, против Навуходоносора. Напомним, что последний посадил Седекию (Метафанию) на иудейский трон, вместо брата его Иоакима, в 599 г. до Р. Х.

Пророк предупреждал царя, что мятеж его против Вавилона обречен на неудачу, ибо Бог уже вынес решение отдать город сей в руки царя Вавилонского, который сожжет его огнем. Он предсказал Седекии, что ему не избежать плена – в наказание за неповиновение его воле Божией, о которой он, пророк, не раз ставил его в известность. Все, предсказанное Иеремией, сбылось (39:4-7; 52:7-11).

Иер. 34:4-5. Однако, продолжал пророк, насильственной смертью Седекия не умрет, но умрет в мире и предан будет почетному погребению; не случайно Иеремией не произнесена была фраза, что «почиет (Седекия) вместе с отцами своими»: умереть последнему царю Иудеи предстояло в Вавилоне.

Иер. 34:6-7. Иеремия пророк все слова сии пересказал Седекии… в Иерусалиме, от которого вавилонская армия временно отступила (стих 21; объяснение этому в Иер. 37:4-13), продолжая, однако, воевать против всех городов Иудейских… Собственно, против тех двух – Лахиса и Азеки, которые держались еще как города укрепленные, тогда как все остальные уже пали. Оба они находились на Иудейской равнине, к юго-западу от Иерусалима.

Безнадежность ситуации, сложившейся к тому времени для Иудеи, подтверждается «письмом», обнаруженным на глиняной табличке, которая найдена была при раскопках древнего Лахиса. Оно послано было начальнику военного гарнизона Лахиса с одной из сторожевых застав, достаточно близко расположенной к Лахису и Азеке, чтобы видеть сигнальные огни со стороны обоих городов.

Судя по тексту письма, Азека к моменту написания его уже пала, ибо в письме говорилось: «И да узнает мой господин, что мы наблюдаем за сигналами из Лахиса, придерживаясь всех указаний, которые дал нам наш господин, потому что сигналов из Азеки мы более не видим». (Табличка с этим текстом хранится в Принстонском университете в штате Нью Джерси, в США.)

2) Слово от Господа, переданное Иеремией народу (34:8-22).

Иер. 34:8-11. Иеремия приподнимает исторический занавес над проявлениями социального зла в его дни. Одним из таких проявлений было обращение в рабство израильтян их же согражданами. Этим нарушался закон, данный Богом Моисею (Исх. 21:2-11; Лев. 25:39-55; Втор. 15:12-18). Возможно, «заключение завета» со всеми иерусалимлянами об объявлении свободы рабам-соплеменникам было со стороны Седекии отчаянной попыткой, предпринятой во время осады Иерусалима, – вновь «стяжать» для города и страны милость Божию.

Рабы эти недолго, однако, оставались на свободе. Раздумав… князья и… народ… стал брать назад отпущенных ими рабов и рабынь. Что побудило их нарушить «завет» (стих 8)? Разгадку этому, по-видимому, находим в стихах 21-22. Иеремия ставит в известную зависимость отступление вавилонской армии от Иерусалима (историческое объяснение которого заключалось в необходимости отразить наступление египтян; Иер. 37:4-13) дарованием свободы рабам-евреям их согражданами.

Последние, однако, понадеялись на победу египтян и на то, что вавилоняне вынуждены будут совсем уйти из Иудеи. Но в свете уже нанесенных врагом разрушений, рассуждали, вероятно, они, разве не понадобятся им рабы для восстановительных работ в городах и селениях? Так народ, полагая, что скоро жизнь войдет в нормальное русло, с легкостью нарушил обещание, данное им Богу.

Иер. 34:12-16. Устами Иеремии Бог напоминает народу об обязательствах, принятых отцами его, вступившими с Ним в завет. Согласно одному из этих обязательств каждый еврей, ставший рабом своего соплеменника, должен был вновь обрести свободу в конце седьмого года своего вынужденного служения; никто из израильтян не мог удерживаться в рабстве навечно.

Бог упрекал евреев в том, что недолго блюли они справедливость пред очами Его. Возвратив себе отпущенных на волю рабов и рабынь, они обесславили имя Господа, ибо обещание даровать им свободу они дали в храме, где Он невидимо присутствует (мысль выражена во фразе в доме, над которым наречено имя Мое).

Иер. 34:17-20. В речи Иеремии иронически обыгрывается слово «свобода»: незаконно лишившим свободы своих ближних Бог «объявляет свободу» насильственной гибели: меч, болезни, голод и озлобление врагов станут беспрепятственно поражать весь народ земли, включая князей, евнухов и священников.

О ритуале, сопровождавшем заключение нарушенного теперь завета, читаем в стихе 18. Прохождение между рассеченными частями… тельца символизировало наказание, которому подвергнутся люди в случае нарушения соглашения: они тоже будут «рассечены на части» (став «пищей для птиц небесных и зверей земных» – стих 20).

Заметим, однако, что когда Бог заключал завет с Авраамом, то патриарх между рассеченными животными не проходил. Это сделал Сам Бог: «пламя огня» (Быт. 15:4-18, особенно стих 17) символизировало Бога. Глубинный смысл этого, вероятно, заключался в том, что и завет Бога с Авраамом, как и другие заветы Его с людьми, зиждились не на человеческой способности к послушанию, а на природе и воле Всевышнего.

Иер. 34:21-22. Все сказанное выше резюмируется Иеремией в этих стихах: вавилоняне возвратятся к этому городу; Иерусалим и все города Иудеи… Господь сделает пустынею необитаемою.