Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ИУДЕИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ИЕРЕМИИ В ТО ВРЕМЯ (главы 37-39)

Повествование в главах 37-39 хронологически последовательно. В них прослеживаются обстоятельства жизни и служения Иеремии в дни последней осады Иерусалима и его падения.

а. Обращение Иеремии к Седекии (37:1-10)

Иер. 37:1-2. В этом разделе в центре событий стоит Седекия, последний царь Иудеи, которого возвел на трон его – как своего вассала – Навуходоносор (4-Цар. 24:15-17). В те темные дни Иудея, как никогда, нуждалась в сильном и благочестивом правителе. Седекия, к несчастью, не отвечал ни тому ни другому требованию. Вследствие чего ни сам он ни приближенные его, ни народ в массе своей не слушали слов Господа, которые, предупреждая соплеменников о надвигающейся гибели, стремился донести до них пророк Иеремия.

Иер. 37:3-10. И все-таки в один из тех дней Седекия послал делегацию своих сановников к Иеремии, прося молитвы его Господу за иудеев. Это, очевидно, совпало по времени с известием о том, что войско фараоново выступило из Египта (фараоном был тогда Офра, четвертый царь из 26-ой династии); когда весть об этом дошла до халдеев, они отступили от Иерусалима. Седекия и его окружение, решив, что обстоятельства всерьез изменились в их пользу, искали теперь Господней поддержки – для «пущей гарантии».

Они надеялись, что Иеремия «уговорит» Иегову даровать победу Египту, а вавилонян из Палестины изгнать (сравните со схожей ситуацией в 21:1-7), надеялись, что теперь-то пророк, всегда раздражавший и пугавший их и народ, заговорит наконец в «утешительном» ключе. (В этом сказывался все еще свойственный иудеям языческий подход к Божеству; язычники, как известно, не церемонились со своими богами, добиваясь от них «положительных» для себя ответов, а от служителей их, жрецов, – радующих слух обещаний.)

Однако ответ свыше, прозвучавший из уст Иеремии, не был тем, какого ожидал царь. Войско фараоново… возвратится… в Египет, заявил пророк. (Из Книги Пророка Иезекииля узнаем, что Офра был разбит вавилонянами; Иез. 30, особенно стих 21.) А Халдеи снова придут, чтобы взять и сжечь «город сей» (сравните с 21:10; 32:29; 34:2,22; 37:10; 38:18,23). Это произошло бы даже в том случае, продолжал Иеремия, если иудеи разбили бы вражеское войско и в нем остались бы… только раненые. Он таким образом ясно дал понять своим соплеменникам, что руками Халдеев против них воюет Сам Господь.

б. Иеремию заключают в темницу (37:11 – 38:28)

1)Арест Иеремии.

Иер. 37:11-16. Однако для Иерусалима, с которого была снята осада, наступил относительно спокойный период, и этим воспользовался сам Иеремия, чтобы решить какие-то свои личные дела, связанные с семейной собственностью. Он пошел… в землю Вениаминову (в свой родной город Анафоф; Иер. 1:1); далее в стихе 12 правильнее читать не скрываясь оттуда среди народа, а «чтобы взять свою наследственную часть у родственников.» Может быть, подразумевался какой-то земельный надел, который пророк собирался продать в пределах своего семейного клана.

Если он имел такое намерение, то оно, скорее всего, не было связано с приобретением им земли, о чем рассказывается в главе 32. В то время пророк уже содержался под стражей (32:2). Тогда как события, описанные в главе 37, происходили ранее его ареста (37:4,21; 38:13,28). Другими словами, происходившее в главе 37 предшествовало происходившему в главе 32.

Итак, в воротах Вениаминовых… Иреия… начальник стражи… задержал Иеремию, заподозрив его в намерении перебежать на сторону врага. Не слушая возражений пророка, он привел его к царским сановникам. Те, ненавидевшие его за то, что предсказывал только «злое», требуя сдаться на милость халдеев («князей», поддержавших Иеремию (26:16), к тому времени, видимо, не осталось при дворе), избив пророка, заключили его в темницу, которую устроили при доме Ионафана, начальника царской канцелярии. Там, в подвальном помещении, пробыл… Иеремия много дней.

2)Первая встреча Иеремии с Седекией и облегчение тюремного содержания пророка (37:17-21).

Иер. 37:17-20. Очевидно, царь Седекия послал за пророком, когда вавилоняне вновь подошли под стены Иерусалима. Он сделал это втайне от собственного окружения, все еще, видно, надеясь услышать от Господа «благоприятное слово». Но ответ Иеремии прозвучал однозначно: «ты будешь предан в руки царя Вавилонского».

После чего пророк воззвал к совести царя: чем он согрешил перед ним, «князьями» и народом, за что… посадили его в темницу? Разве сбылись предсказания их лжепророков? Разве не его пророчества сбываются теперь? Поверив, вероятно, в безнадежность собственного положения, царь, возможно, решил не «усугублять» его и, опасаясь Господа, повелел освободить Иеремию из дома Ионафана.

Иер. 37:21. Пророк был переведен из подземной тюрьмы во двор стражи (т. е. в одно из дворцовых помещений; сравните с 32:2). Там, казалось бы, слабовольный царь, который метался в поисках «лучшего совета» от Божьего пророка к своим «князьям» и обратно, все-таки располагал большей возможностью защитить Иеремию от его ненавистников. Но не защитил (38:4-10). Однако на какое-то время положение Иеремии было облегчено. Седекия даже распорядился, чтобы ему выдавали каждый день… по куску хлеба. И так было, пока запасы хлеба не истощились в осажденном городе (Иер. 52:6).