Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3) Предупреждение о Божием суде (глава 44).

Иер. 44:1-10. Слово свыше прозвучало к Иеремии после того, как иудеи расселились по всей земле Египетской – как в Нижнем Египте (в Магдоле и Тафнисе, и в Нофе, или Мемфисе), так и в верхнем (в земле Пафрос). Это, конечно, не были только те иудеи, с которыми попали в Египет, против своего желания, Иеремия и Варух; так полагают, что в Магдоле с какого-то времени существовала, постепенно разростаясь, весьма многочисленная еврейская диаспора. (Речь эта, по всей видимости, была произнесена Иеремией долгие годы спустя после переселения в Египет, скорее всего, незадолго до падения Офры, около 570 года до Р. Х.) Поклонение «чужим богам», и в первую очередь, богине неба, или луны, – Астарте, получало среди египетских евреев все большее распространение. Многочисленное «народное собрание», к которому обратился «со словом от Господа» Иеремия, могло быть созвано и по случаю какого-то празднества в честь Астарты (но никак не по случаю одного из священных еврейских праздников).

В своей речи «ко всем иудеям» пророк напомнил им, что все бедствие, обрушившееся на опустевшие города Иудейские, включая Иерусалим, навел на них Господь Саваоф, Бог Израилев в гневе Своем на нечестие их; прежде и более всего, говорил Иеремия, они прогневили Бога тем, что не уставали «во след отцам своим» поклоняться чужим богам (выражено во фразе «которых… не знали»; стих 3), хотя Господь постоянно посылал к ним Своих пророков, чтобы «отучить» их от этого мерзкого в Его глазах дела (стих 4). Так говорит Господь, продолжал Иеремия: зачем вы и теперь продолжаете причинять это великое зло душам вашим, навлекая на себя погибель и проклятие? Ведь результатом пренебрежения законом Божиим и уставами Его станет для вас, как и прежде, истребление мужей и жен ваших, детей и младенцев, и постоянное преследование («поношение») иудеев в среде народов, между которыми они будут жить! (стихи 7-10)

Иер. 44:11-14. Следует предсказание общей гибели египетских евреев: она постигнет всех, за исключением малого числа «беженцев» из Египта (окончание стиха 14).

Иер. 44:15-19. Трудно сказать, неожиданным ли для Иеремии был общий «отпор» его обличительной речи со стороны собрания. И мужчины и женщины настолько растлились духовно, что «дружно» выступили в защиту богини неба, которой кадили (т. е. сжигали в ее честь хлебное приношение, перемешанное с ладаном) и «возливали возлияние». То же они непременно будут делать и впредь, заявили они, ссылаясь на издавна принятую в народе практику идолопоклонства, искоренить которую не удалось и благочестивым царям-реформаторам, таким, как Иосия.

Фраза что вышло из уст наших употреблялась при произнесении обетов; Чис. 30:3,13; Суд. 11:36. Ссылались иудеи (преимущественно иудеянки) и на то, что пока служили богине неба, были сыты и счастливы, и беды! не видели. И мужья их, отвечали женщины пророку, не запрещали им этого (стих 19). Причину своих бедствий иудеи склонны были видеть в том, что на какое-то время перестали… кадить богине неба (стих 18).

Иер. 44:20-23. Так ли? – возражает пророк. Не прямо ли наоборот? Не это ли каждение, которое усердно совершали по всем городам иудейским и на улицах Иерусалима вы и отцы ваши и все ваши правители, воспомянул (вам) Господь? Не оно ли распалило сердце Его гневом? Ибо не мог Он более терпеть… мерзостей… ваших, потому и превратил землю вашу в пустыню!

Иер. 44:24-28. Горькой иронией звучат слова пророка, предлагавшего иудеям и их женам и впредь угождать богине неба во исполнение обетов, которые они ей дали. Но пусть сохранится в их памяти и слово Господне относительно кар свыше, которые последуют за это. Господь отвернется от египетских евреев и не будет на всей этой земле принимать поклонение Себе (стих 26). Наблюдать над ними Он будет к погибели их, а не к добру, и все они истребятся отсюда (стих 27). Под «все» подразумевалась «большая часть». Ибо малое число выживших, предсказал пророк, возвратится… в землю Иудейскую. Они-то и станут свидетелями того, чье слово сбудется – Господне или их.

Иер. 44:29-30. Как знамение того, что так будет, следует предсказание о незавидной участи фараона Офры (Вафрия), который, подобно последнему иудейскому царю Седекии, будет предан в руки врагов его. Согласно греческому историку Геродоту, Офра был свергнут с престола в 570 г. до Р. Х. при следующих обстоятельствах: в армии вспыхнул мятеж, и на подавление его фараон отправил генерала Амазиса, своего зятя, но тот возглавил мятежников, провозгласивших фараоном его. Последовало сражение между Амазисом и Офрой, в котором, будучи побежден, Офра взят был в плен. Какое-то время спустя Амазис отдал его на расправу «искавшим души его», а именно египтянам, жаждавшим смерти бывшего фараона. Офра был, по свидетельству Геродота, задушен ими.

Что касается предсказания Иеремии об истреблении большей части египетских евреев, то оно, судя по историческим данным, не осуществилось. Ибо со временем число их в этой стране все возрастало; известно, что Александр Великий. И даже выделил для них большой квартал в основанной им Александрии. Из этого делают вывод, что предостерегающая речь Иеремии все-таки оказала благоприятное воздействие на его соплеменников.

Воздействие это могло усилиться в результате гибели Офры – ведь она была «обещана» им в предзнаменование их собственной погибели. Вполне вероятно, что после этого «идолопоклоннический пыл» иудеев стал угасать, и они все более обращались к служению Иегове. В начале нашего века в Египте были обнаружены «материальные свидетельства» этого: руины храма, посвященного Иегове и относящегося примерно к 4 веку до Р. Х.