Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

г. О нарушении завета (главы 11-12)

Трудно установить время произнесения Иеремией этой его речи, в центре которой – нарушение Иудеей завета, заключенного с Богом. Напомним, что самая книга этого пророка «комплектовалась» им и впоследствии – его учениками не по хронологическому принципу, который лишь время от времени соблюдался в расположении речей и пророчеств. Большинство же их датируют условно – на основании тех или иных ссылок или «намеков» в тексте, которые могут быть приняты как своего рода «внутренние свидетельства».

В данном тексте как «ссылка» на относительно недавние события звучит все сказанное в первых восьми стихах 11-ой главы о «словах завета сего». В них усматривают намек на обнаружение в храме (при ремонте его в дни царя Иосии; 2-Пар. 34:13-14) свитка Закона; это произошло в 621 г. до Р. Х., т. е. шесть лет спустя после вступления Иеремии на служение.

Обратите внимание на то, как перекликается призыв пророка к согражданам «исполнять слова завета сего» (11:6-8) с тем, что читаем в 2-Пар. 34:19-32. С другой стороны, та степень неприязни к Иеремии (принимавшей все более активный характер со стороны главным образом иудейского духовенства), которая отражена в последних стихах главы 11, скорее свидетельствует о произнесении этой речи после смерти Иосии, в дни царя Иоакима.

Тогда как ни странно у пророка больше защитников было среди светских людей, точнее, тех из них, которые были и остались сторонниками религиозных реформ покойного царя Иосии. Одним из наиболее сильных из их числа был Ахикам (2-Пар. 34:20), сын Шафана, инициатора упомянутых реформ. Что же касается духовных лиц и других пророков, то они ополчились на своего собрата Иеремию потому, что при царе Иоакиме, ставленнике египетского фараона Нехао, популярно было утешать народ предсказаниями гибели не Иерусалима, а его врагов. Единственному, кроме Иеремии, пророку, который осмеливался говорить то же, что он (им был Урия), пришлось бежать из страны. Но его схватили и за ее пределами, привезли в Иерусалим и казнили. Для Иеремии это прозвучало откровенным предупреждением.

Недавние еще сторонники его в страхе его покидали. В родном его Анафофе его ненавидели (11:21-23). Не только говорить, но жить было Иеремии все труднее. С тем большей горечью звучат слова его, которые он все-таки говорит или записывает. Но и самая горечь эта изливается в поэтические строки (12:1-3), ибо исходит из сердца чистого и искреннего, которое в любых обстоятельствах оставалось преданным Богу.

1)Нарушение завета (11:1-17).

Иер. 11:1-5. Повеление Господа… Иеремии говорить к мужам Иуды и жителям Иерусалима, вновь и вновь напоминая им слова завета, заключенного между Богом и Израилем на Синае. Напоминая, что главным условием осуществления его на благо народу было и остается послушание народа «гласу» Божиему и заповедям Его; непослушание же, напротив, повлечет за собой проклятие (Втор. 28).

Иер. 11:6-8. Иеремия должен был напоминать народу и о том, что неспособность и нежелание его отцов, которых Бог постоянно… увещавал слушаться, исполнять это главное условие завета, не раз приводило к тому, что обусловленные в завете проклятия обрушивались на него.

Иер. 11:9-13. То, чего добился царь Иосия в процессе своих реформ, было скорее внешним соответствием требованиям завета чем истинным послушанием ему. Необходимость действительно жить по завету не дошла до сердца иудеев, они как бы заключили между собой молчаливое соглашение жить по-старому и, как отцы, продолжать «кадить» чужим богам.

После смерти царя-реформатора тенденция эта, естественно, стала усиливаться (стих 13). Это и названо в стихе 9 «заговором». Посему… Господь обещает навести на «заговорщиков» бедствие и не отвечать на вопли их о помиловании (стих 11). Как не ответит на них и великое множество их богов, по своей неспособности отвратить бедствие, наведенное Иеговой.

Иер. 11:14-17. Решимость Господа «не отвечать» иудеям передается его пророку: он сознает бесполезность молитв за них и прошений (стих 14).

«Возлюбленным Своим» (стих 15) Господь называет народ иудейский, о падении которого скорбит, – ведь Он, Иегова, хотел и хочет для него совсем не той участи, которую он сам навлекает на себя. Смысл стиха 15 в целом – в том, что пребывание (и, подразумевается, совершение ритуалов) в доме Божием, даже и принесение в нем жертв, в сущности не имеют смысла; они не помогут иудеям по двум причинам: в храме совершаются многие непотребства (возможно, имелось в виду служение идолам на его территории), и люди, приносящие священные мяса, продолжают творить зло; слово радуешься могло подразумевать, что нечестивый образ жизни сделался для иудеев привычным, он не мешал им «радоваться».

Господь мыслил о Своем народе любовно (поэтический образ «зеленеющей маслины» в стихе 16). Далее характер иносказания меняется – в соответствии с той незавидной судьбой, которая постигает Господню «маслину» по ее же вине. (Прошедшее время во второй части стиха 16 это пророческое прошедшее.) Как об оливковом дереве, которое насадил Сам Господь Саваоф, говорится об обоих еврейских царствах – и о доме Израилеве (Северном царстве), который уже пал, потому что своим служением Ваалу навлек на себя гнев Божий, и о доме Иудине, которому пасть предстояло – по той же причине (стих 17).

2) О последствиях нарушения завета (11:18 – 12:17).

Иер. 11:18-23. Теперь пророк сетует на собственную горькую судьбу. На его пророчества и призывы одуматься народ отвечает все нарастающей враждебностью. Его готовились убить (отравить), но Господь, говорит он, открыл мне это (и тем, видимо, спас Иеремию; стихи 18-19; сравните с 1:8,17-19). Пророк взывает к Господу об отмщении своим ненавистникам (стих 20). И Он отвечает ему, вселяя в него уверенность, что мужи (т. е. власть – очевидно, духовную и гражданскую – имущие) в его родном Анафофе, – те, которые ищут души Иеремии и не дают ему пророчествовать во имя Господа, не останутся безнаказанными (стихи 22-23).

Иер. 12:1-6. Вероятно, потрясенный известием о заговоре, который готовился против него, пророк испытывает особую потребность «открыть душу Господу». Это дает возможность и нам заглянуть в эту исстрадавшуюся душу. Да, он, Иеремия, – слабый человек, порой он не может справиться со своим унынием. Но к кому как не к Богу прийти ему в такие минуты, перед кем, как не перед Ним излить всю свою боль, рассказать о своих недоумениях и сомнениях! А «сомнения» его – древние, как мир.

И Иеремию они мучили так же, как мучили Иова, как угнетали древнего псалмопевца (Иов. 21:7; сравните с Пс. 72:3-5,12; 93:3). Пророк не сомневается в абсолютной праведности Господа и Его всезнании – залоге Его правоты, и сознает, что не ему состязаться с Ним в споре (таков смысл первой части стиха 1), и все-таки из груди его рвется извечный вопрос о справедливости (правосудии): почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?

Разве не Господь насадил их и дал им «укорениться», разве не Он «не мешает» им расти и приносить плод! Тем, которые лишь устами почитают Его, а сердца свои от Него закрывают? И почему Господь, знающий искреннюю любовь к Себе Иеремии, его сердце продолжает испытывать? С уст пророка снова срывается мольба об отмщении нечестивым (стих 36).

В иносказании стиха 4 как бы сама земля сетует о бедственном состоянии своем – по вине нечестивых жителей ее. Они грешат, упорствуя в своем заблуждении, будто Бога «не занимает» происходящее на земле (Он не увидит, что с нами будет; окончание стиха 4), будто и засухи, поражающие землю (стих 4), и военные опустошения – не от Него. Между тем, от «судов» Его страдают и праведные. Вероятно, в какой-то мере и нечестивые. Но здесь, возможно, содержится тот смысловой нюанс, что даже во времена всеобщих бедствий праведным приходится тяжелее чем нечестивым.

Ответ, который Иеремия получает на свои вопросы (стихи 5-6), звучит неутешительно: ты жалуешься на нынешние свои обстоятельства? Но то, что ждет тебя в будущем, будет еще хуже. Таков смыл ответа (стих 5), выраженного иносказательно. Метафора в стихе 5а в объяснении, по-видимому, не нуждается. Правильно понять вторую часть стиха 5 – сложнее.

В англ. переводах это место звучит иначе чем в русском, и смысл его можно передать так: если ты чувствуешь себя измученным в стране мирной (что само по себе является метафорой мирного времени), то что будешь делать в тростниковых зарослях (я не в наводнение) Иордана? (В этих зарослях, напомним, водились львы.) По-видимому, здесь заключена глубокая идея, в каком-то смысле и содержащая ответ на вопросы, мучившие Иеремию.

Вот она: если ты в состоянии доверять Богу только в спокойные дни, то что же будет с тобою, когда наступят времена действительно тяжкие? Все таким образом сводится к одному: к необходимости всегда и при всех обстоятельствах полагаться на Господа. Во второй части ответа (стих 6) эта мысль, по-видимому, подкрепляется тем, что людям, даже и близким, даже и тогда, когда в лицо тебе… они говорят доброе, доверять ненадежно.