Иер. 6:1-3. Детьми Вениаминовыми названы иерусалимляне, очевидно, потому, что в древности Иерусалим, называвшийся Иевус, был частью надела, отведенного Иисусом Навином вениамитянам (Иис. Н. 15:8).
Бедствие, угрожающее в будущем, пророк ощущает как уже надвигающееся: Бегите, иерусалимляне, восклицает он, ибо от севера грядут беда и великая гибель! Подавайте трубные сигналы об опасности из Фекои (находилась менее чем в 20 км. на юго-восток от Иерусалима), зажигайте сигнальные огни в Бефкареме (место, располагавшееся в горах, как полагают, на пол-пути между Иерусалимом и Вифлеемом).
Дочь Сиона, т. е. Иерусалим, будет разорен настолько, возвещает пророк, что лишь пастухи станут раскидывать шатры свои на месте его. Обширные масштабы разрушения в результате вавилонского нашествия будут позднее подтверждены Неемией (Неем. 1:3; 2:3,11-17).
Иер. 6:4-6. Видение Иеремии, вероятно, принимает все более конкретный характер. Перед его внутренним взором предстают совещающиеся друг с другом враги, готовящие войну… против Иудеи. Они «поднимают» друг друга в поход: нужно выйти в полдень, несмотря на палящий зной, чтобы ночь не застала их в пути.
Они спешат, но вот день уже склоняется к вечеру, и они решают продолжать путь и ночью – так горят они желанием разрушить чертоги ее («дочери Сиона», или Иерусалима). Это желание внушено врагам Господом Саваофом, изрекает пророк. Это Он говорит им, чтобы готовились к осаде Иерусалима, потому что этот город, в котором царят угнетение и всяческая безнравственность, должен быть наказан.
Иер. 6:7-9. Зло и насилие, которые иерусалимляне не боятся совершать пред лицем Господа, настолько переполняют их город, что извергаются из него, как вода из источника. В речи пророка, внушаемой ему свыше, обращает на себя внимание чередование гневных угроз, казалось бы, не оставляющих надежды, с призывами к вразумлению. О, если бы Иерусалим раскаялся! Ведь в противном случае душа Господа действительно «удалится от него», и город, «красивый и изнеженный» (6:2), будет обращен в пустыню, сделается землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф, повторяет Иеремия, до конца доберут остаток Израиля (тут под «остатком» подразумевается Иудея, как часть израильского народа; пророк имел в виду, что и она погибнет, как погибло Северное царство). Устами Иеремии Иегова как бы Сам побуждает к действию «обирателя» Своего «виноградника»: работай (быстрее) рукою твоею (стих 9).
Иер. 6:10. Увещание Иеремии прерывается, он сознает бесполезность его: К кому мне говорить и кого увещавать, чтобы слушали? (стих 10). Иудеи глухи духовно (ухо у них необрезанное) и потому лишь смеются над словом Господним, которое неприятно им. Здесь зримая иллюстрация к личной драме Иеремии: в сердце его горит слово Иеговы, Который обязал его говорить к народу, хотя тот все равно не услышит. Лишь Сам Господь знает, когда взойдут в душах Его народа семена, бросаемые Иеремией: он, не знающий этого, должен говорить.
Иер. 6:11-15. Отчаяние охватывает пророка, и вместе с ним «ярость Господня» как бы передается ему самому, преисполняет его. Он возвещает, что ярость эта изольется на «малого и на старого», они лишатся всего, что имеют, ибо все они преданы корысти, все – от пророка до священника – действуют лживо. В стихе 14 речь о лицемерном утешении народа лжепророками и священниками, сулящими ему мир, которого не будет. Бесстыдство их и неверие будут наказаны (стих 15).
Иер. 6:16-22. Гибель грозит Иудее потому, что она уклонилась от путей праведности, издревле завещанных отцам. Стражам (стих 17), уведомлявшим горожан звуками трубы о приближающейся опасности, уподоблены истинные пророки, которые предупреждали об опасности уклонения от путей праведных; их, однако, отказывались слушать.
В стихе 18 – приглашение языческим народам выслушать, что постигнет иудеев за их неповиновение Господу. Пагуба придет на народ, который отверг закон и слова Бога и предпочел жить по собственным помыслам. Напрасно они думают задобрить Его ритуальными приношениями: благовониями из Савы (находилась в юго-западной Аравии; 3-Цар. 10:1-13; Иез. 27:22) и благовонным (может быть, сахарным) тростником, привозимым из дальних земель. Ни ладан и тростник, ни всесожжения их и жертвы Господу неугодны, они неприятны Ему.
Преткновения в стихе 21 – то же, что народ от страны северной в стихе 22; речь, очевидно, идет о вавилонских завоевателях.
Иер. 6:23-26. Описание предстоящего бедствия. В стихах 24-25 иудеи делятся ужасной вестью друг с другом. Им остается лишь «препоясаться вретищем» в знак скорби и плакать, как плачут о смерти единственного сына.
Иер. 6:27-30. Башнею и столпом, как это выражено по-русски (стих 27), следует читать в значении «опробователя», «испытателя» (если попытаться совместить данный контекст с современными понятиями, то речь как бы идет об «опробовании» руды на содержание в ней металла; все это, конечно, образ). Пророк имеет здесь в виду, что Божией волей он был поставлен исследовать «нравственный потенциал» своего народа и пришел к выводу, что он – крайне низок. в стихе 28 Иеремия говорит об этом Богу, уподобляя иудеев меди и железу; благородным металлам он их уподобить не может. В стихе 29 – иносказание процесса очищения металла.
Плавильщик – это сам пророк. Он делал все, что мог, чтобы отделить шлаки («злых») от руды (здесь он переходит к образу руды серебряной). Все оказалось напрасным: злые не отделились от иудейского сообщества, ибо оно все равномерно пропитано злом. Некоторые толкователи видят в «плавильщике» Самого Иегову, Который судами Своими стремился «очистить» Свой народ от «злых примесей». Но и «суды» не принесли желаемого результата.
4) Суд неизбежен (глава 6).
Иер. 6:1-3. Детьми Вениаминовыми названы иерусалимляне, очевидно, потому, что в древности Иерусалим, называвшийся Иевус, был частью надела, отведенного Иисусом Навином вениамитянам (Иис. Н. 15:8).
Бедствие, угрожающее в будущем, пророк ощущает как уже надвигающееся: Бегите, иерусалимляне, восклицает он, ибо от севера грядут беда и великая гибель! Подавайте трубные сигналы об опасности из Фекои (находилась менее чем в 20 км. на юго-восток от Иерусалима), зажигайте сигнальные огни в Бефкареме (место, располагавшееся в горах, как полагают, на пол-пути между Иерусалимом и Вифлеемом).
Дочь Сиона, т. е. Иерусалим, будет разорен настолько, возвещает пророк, что лишь пастухи станут раскидывать шатры свои на месте его. Обширные масштабы разрушения в результате вавилонского нашествия будут позднее подтверждены Неемией (Неем. 1:3; 2:3,11-17).
Иер. 6:4-6. Видение Иеремии, вероятно, принимает все более конкретный характер. Перед его внутренним взором предстают совещающиеся друг с другом враги, готовящие войну… против Иудеи. Они «поднимают» друг друга в поход: нужно выйти в полдень, несмотря на палящий зной, чтобы ночь не застала их в пути.
Они спешат, но вот день уже склоняется к вечеру, и они решают продолжать путь и ночью – так горят они желанием разрушить чертоги ее («дочери Сиона», или Иерусалима). Это желание внушено врагам Господом Саваофом, изрекает пророк. Это Он говорит им, чтобы готовились к осаде Иерусалима, потому что этот город, в котором царят угнетение и всяческая безнравственность, должен быть наказан.
Иер. 6:7-9. Зло и насилие, которые иерусалимляне не боятся совершать пред лицем Господа, настолько переполняют их город, что извергаются из него, как вода из источника. В речи пророка, внушаемой ему свыше, обращает на себя внимание чередование гневных угроз, казалось бы, не оставляющих надежды, с призывами к вразумлению. О, если бы Иерусалим раскаялся! Ведь в противном случае душа Господа действительно «удалится от него», и город, «красивый и изнеженный» (6:2), будет обращен в пустыню, сделается землею необитаемою.
Так говорит Господь Саваоф, повторяет Иеремия, до конца доберут остаток Израиля (тут под «остатком» подразумевается Иудея, как часть израильского народа; пророк имел в виду, что и она погибнет, как погибло Северное царство). Устами Иеремии Иегова как бы Сам побуждает к действию «обирателя» Своего «виноградника»: работай (быстрее) рукою твоею (стих 9).
Иер. 6:10. Увещание Иеремии прерывается, он сознает бесполезность его: К кому мне говорить и кого увещавать, чтобы слушали? (стих 10). Иудеи глухи духовно (ухо у них необрезанное) и потому лишь смеются над словом Господним, которое неприятно им. Здесь зримая иллюстрация к личной драме Иеремии: в сердце его горит слово Иеговы, Который обязал его говорить к народу, хотя тот все равно не услышит. Лишь Сам Господь знает, когда взойдут в душах Его народа семена, бросаемые Иеремией: он, не знающий этого, должен говорить.
Иер. 6:11-15. Отчаяние охватывает пророка, и вместе с ним «ярость Господня» как бы передается ему самому, преисполняет его. Он возвещает, что ярость эта изольется на «малого и на старого», они лишатся всего, что имеют, ибо все они преданы корысти, все – от пророка до священника – действуют лживо. В стихе 14 речь о лицемерном утешении народа лжепророками и священниками, сулящими ему мир, которого не будет. Бесстыдство их и неверие будут наказаны (стих 15).
Иер. 6:16-22. Гибель грозит Иудее потому, что она уклонилась от путей праведности, издревле завещанных отцам. Стражам (стих 17), уведомлявшим горожан звуками трубы о приближающейся опасности, уподоблены истинные пророки, которые предупреждали об опасности уклонения от путей праведных; их, однако, отказывались слушать.
В стихе 18 – приглашение языческим народам выслушать, что постигнет иудеев за их неповиновение Господу. Пагуба придет на народ, который отверг закон и слова Бога и предпочел жить по собственным помыслам. Напрасно они думают задобрить Его ритуальными приношениями: благовониями из Савы (находилась в юго-западной Аравии; 3-Цар. 10:1-13; Иез. 27:22) и благовонным (может быть, сахарным) тростником, привозимым из дальних земель. Ни ладан и тростник, ни всесожжения их и жертвы Господу неугодны, они неприятны Ему.
Преткновения в стихе 21 – то же, что народ от страны северной в стихе 22; речь, очевидно, идет о вавилонских завоевателях.
Иер. 6:23-26. Описание предстоящего бедствия. В стихах 24-25 иудеи делятся ужасной вестью друг с другом. Им остается лишь «препоясаться вретищем» в знак скорби и плакать, как плачут о смерти единственного сына.
Иер. 6:27-30. Башнею и столпом, как это выражено по-русски (стих 27), следует читать в значении «опробователя», «испытателя» (если попытаться совместить данный контекст с современными понятиями, то речь как бы идет об «опробовании» руды на содержание в ней металла; все это, конечно, образ). Пророк имеет здесь в виду, что Божией волей он был поставлен исследовать «нравственный потенциал» своего народа и пришел к выводу, что он – крайне низок. в стихе 28 Иеремия говорит об этом Богу, уподобляя иудеев меди и железу; благородным металлам он их уподобить не может. В стихе 29 – иносказание процесса очищения металла.
Плавильщик – это сам пророк. Он делал все, что мог, чтобы отделить шлаки («злых») от руды (здесь он переходит к образу руды серебряной). Все оказалось напрасным: злые не отделились от иудейского сообщества, ибо оно все равномерно пропитано злом. Некоторые толкователи видят в «плавильщике» Самого Иегову, Который судами Своими стремился «очистить» Свой народ от «злых примесей». Но и «суды» не принесли желаемого результата.