Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 49:1-2. Призвав сыновей к смертному своему ложу, патриарх говорит о том, что произойдет с ним в грядущие дни, и произносит медленно и взвешенно слова пророчества, ниспосланного ему свыше.

Быт. 49:3-4. «Слова превознесения», сказанные Иаковом в адрес Рувима, первенца его, теряют свою силу, как только он напоминает об осквернении Рувимом ложа отца (подразумевая прелюбодейную связь его с наложницей Валлой; 35:22). Рувиму полагалось главенство над родом (1-Пар. 5:1-2), но из-за буйного нрава его (ты бушевал, как вода) он не получит главенства. Во времена Судей (Суд. 5:15-16) колено Рувима страдало разногласиями и нерешительностью; в истории народа оно никогда не играло существенной роли и первым исчезает из «поля зрения».

Быт. 49:5-7. Симеон и Левий, родные братья; мечи их объявлены отцом орудиями жестокости. Иаков не хочет причастности к их несправедливому совету и неправедному собранию. Его устами над ними произнесен суд Божий за избиение жителей Сихема и животных, находившихся в городе (убили мужа перерезали жилы тельца; 34; 25-29). В очах Божьих священная война и яростное отмщение – не одно и то же. Оба колена были позже рассеяны (49:7).

Колено Симеона в сущности распалось, получив земельный надел на территории Иуды (Иис. Н. 19:1,9). Левий вообще не получил собственной земли при разделе Ханаана, однако, можно полагать, что по причине ревностного служения представителей этого, колена Богу (Исх. 32:26,29; Чис. 25:8,13), – проклятие рассеяния обратилось для него в благословение священнослужения; Иис. Н. 21.

Быт. 49:8-12. Могущество Иуды Иаков сравнивает в этом прорицании с могуществом молодого льва, ибо не только враги его склонятся под сильную руку его, но и остальные братья поклонятся ему и восхвалят его. Здесь очевидна игра слов, ибо Иуда значит «восхваление» (29:35). В центре прорицания – слово доколе (49:10б). Царская и законодательная власть не отнимется от Иуды, доколе не прейдет Примиритель, Которому покорятся народы, после чего мир превратится в земной рай. Стих 10 – явно мессианский; в нем предвосхищается завершение власти Иуды в Тысячелетнем царстве Мессии (о «колене Иудином» в Откр. 5:5).

Русскому слову «Примиритель» в евр. тексте соответствует Шилох. С древних времен во многих исследованиях, включая Таргум (арамейский пересказ Ветхого завета) это слово (шилох) рассматривается как титул Мессии. Однако его смысловое значение может быть передано как «чей он есть», а в данном контексте как Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его (т. е. законодательная власть – от потомков его), доколе не прейдет Тот, Кому они (скипетр, законодательство) принадлежат. (Схожую фразу находим в Иез. 21:27 «доколе не придет Тот, кому принадлежит он» (венец; Иез. 21:26.)

С пришествием Мессии земное великолепие уподобится райскому. По словам богослова Киднера, каждая строчка в Быт. 49:11-12 «возвещает о пьянящем мысль изобилии: это будет золотой век, который установит Грядущий». Прообразом его в устах Иакова служит будущее богатство земли Иудиной: виноградных лоз у Иуды будет столько, что он станет привязывать к ним домашний скот, а в виноградном вине он будет мыть одежду свою. об изобилии в Тысячелетнем царстве в Ис. 61:6-7; 65:21-25; Зах. 3:10. (Колено Иудино первым начало завоевание Ханаана (Суд. 1:1-8) и впоследствии действительно внушало страх врагам своим; полноты своего могущества оно достигло в царстве Давида; на гербе этого племени был изображен лев.)

Быт. 49:13-15. Источником обогащения Завулона станет морская торговля (хотя средиземноморского побережья границы его не достигали; Иис. Н. 19:10-11). Подобно ослу крепкому, принужден будет трудиться на других Иссахар. Территория будет ему отведена на обширной и плодородной Ездраэлоиской равнине, которая часто будет подвергаться набегам соседей, но войнам с ними колено Иссахарово предпочтет уплату дани.

Быт. 49:16-17. Неприглядна судьба колена Данова. Ему предрекалась роль судьи (имя Дан созвучно еврейскому слову, имеющему это значение) – возможно, в смысле осуществляющего справедливую и независимую политику в своих пределах (в народе своем), но он встал на путь вероломства и предательства (некоторые полагают, что врагов Дан побеждал не столько в открытом бою, как Иуда, сколько всякого рода хитростями), почему и уподобляется отцом змею аспиду. Известно, что во времена Судей первыми предались идолопоклонству данитяне (Суд. 18:30).

Быт. 49:18. Это молитвенное обращение Иакова к Господу с просьбой о помощи, возможно, вызвано было его беспокойством о судьбе Дана и его потомков, либо выражало его тревогу обо всех сыновьях и служило косвенным напоминанием им, собравшимся у смертного ложа отца, об их постоянной нужде в Господе.

Быт. 49:19-21. В связи с именем Гад возникает игра слов: евр. глагол гадад означает «нападать» (в русском тексте – теснить). На территорию Гада действительно часто вторгались арабские племена, кочевавшие восточнее реки Иордан, но сыны Гадовы успешно «оттесняли» их (к примеру, 1-Пар. 5:18-19).

Асиру предвещалось плодородие; яства его земли будут поставляться к царским столам (так это впоследствии и происходило). Это колено расселилось на богатом северном побережье Ханаана. Стих 21 имеет разные прочтения в древних текстах. Приводимый в русском тексте трудно поддается объяснению. В англ. тексте – иное его прочтение. Неффалим – стройная серна. Колено Неффалимово уподобится этому животному – свободному, живущему в горах. Оно поселилось на северо-западе от моря Галилейского. Пророчица Девора пела о Неффалиме, рисковавшем жизнью своей «на высотах поля» (Суд. 5:18).

Быт. 49:22-26. Особенно многообещающе звучит прорицание патриарха в отношении Иосифа, ибо оно произносится вместе с последним и главным отцовским благословением (сравните с 1-Пар. 5:1-2). Обещание «плодоносности» перекликается с именем одного из сыновей Иосифа – Ефрема (которое и означает «плодоносный»). Иаков буквально осыпает оба колена Иосифовы обещаниями побед (Быт. 49:23-24а) и процветания (стих 25б).

Впоследствии впечатляющие победы в сражениях одерживали ефремляне Иисус Навин, Девора и Самуил, а также Гедеон и Иеффай из колена Манассиина. В этих стихах находим несколько чудных наименований Бога: мощный Бог Иаков-лев Пастырь Бог отца твоего твердыня Израилева Всемогущий – Тот, Кто ниспосылает благословения небесные (т. е. дожди) и благословения бездны, лежащей долу (т. е. образует реки и подземные источники вод), и благословляет сосцы и утробы (т. е. дает людям и всему живому потомство). Иаков столь горячо и поэтично призывает на Иосифа и его сыновей благословения Божий, потому что старший сын Рахили был не только его любимцем, но и Богом был «избран» между братьями.

Быт. 49:27-28. В прорицании о Вениамине говорится о воинственном племени, которое сравнивается с хищным прожорливым волком (о жестокости вениамитян в Суд. 20 и в 1-Цар. 19:10; 22:17; вениамитянином был царь Саул).

Все эти прорицания служат той же цели, какой служили прорицания Ноя о его сыновьях (Быт. 9:24-27). И тот и другой прозревали судьбы своих сыновей – каждый в конце своей «эпохи» – Ной в «первозданное» после потопное время, а Иаков – при завершении времени патриархов.

в. Смерть и погребение Иакова (49:29 – 50:14)

Быт. 49:29-33. Место погребения патриарха важно потому, что он дает распоряжение похоронить его с отцами в Ханаане, а не в Египте (сравните с 47:29-30). Ибо с Ханааном было связано его упование. В пещере Махпела, купленной Авраамом (23,3-20) вблизи Хеврона (в той, где были погребены Сарра (23:19), Авраам (25:8-9), Исаак (35:27-29), Ревекка (жена Исаака; 49:31) и Лия (первая жена Иакова, стих 31), завещал Иаков похоронить и его.

Итак, Иаков умер после ста сорока семи лет жизни, протекавшей в постоянной борьбе (47:28); его страданиям пришел конец. Недостатков у него было много, грехов – немало. Но он испытывал неутолимую жажду Божиих благословений. И обладал глубоким благочестием, а, значит, полагался только на Бога – всегда и во всем. Так что к концу своей жизни он был мужем истинной, сильной веры. На собственном опыте познал он, откуда приходят благословения; он «боролся» с Богом, чтобы завоевать привилегию небесных обетований и для своих сыновей.