Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

и. Испытание веры Авраама (22:1-19)

Быт. 22:1-2. Величайшее испытание в жизни Авраама (Бог искушал употреблено именно в значении испытывал его) пришло после того, как по долгом ожидании он получил «семя обетованное». Испытание это было вполне конкретным: патриарху следовало возвратить Исаака Богу целью Которого было узнать, насколько крепка вера Авраама). Нелогичный (с точки зрения патриарха) характер испытания увеличивал для него трудность его, но оно и должно было быть чем-то таким, что вызывало бы чувство протеста.

Бог велел Аврааму отослать Измаила (21:12-13), а теперь требовал от него принести в жертву Исаака... Пока вы ожидаете (того или иного) от Бога, не трудно уверять себя и других, что вы уповаете на слово Его, и совсем другое дело – уповать и быть послушным Слову после того, как ожидаемое получено. Предпочтет ли Авраам «удержать при себе» долгожданного сына, или послушается и возвратит его Господу? Иными словами, действительно ли верил он, что Бог так или иначе слово Свое исполнит и, значит, не отнимет у него обещанного наследника?

Тут просматривается явная связь с давним повелением Аврааму «выйти из дома» и пойти в землю, которую Он укажет ему (12:1-3). Итак: возьми сына твоего, сказал Бог, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака (причину радостного смеха твоего; 22:2), и принеси его в жертву всесожжения. Жертвоприношения детей известны были в Ханаане, и все-таки Аврааму трудно было обнаружить смысл в этом повелении свыше. Как же сможет Господь исполнить Свои обетования (12:1-3), не говоря уж о страдании, ожидающем его, Авраама, если он потеряет сына, так поздно появившегося в его жизни?

Быт. 22:3-8. Реакция патриарха – его безоговорочное повиновение – впечатляет до глубины души! Он даже поднялся утром пораньше, чтобы, не откладывая, приступить к исполнению Божьего повеления. Мучительным был этот трехдневный путь, мучительным и безмолвным. Расстояние от Вирсавии до горы Мориа составляло километров семьдесят. Увидев издалека то место, куда они направлялись (стих 2; возвышенное место, получившее позднее название Храмовой горы, – 2-Пар. 3:1), Авраам оставил позади двух сопровождавших их отроков (слуг), а с собой взял только Исаака.

Произнесенная им фраза: мы поклонимся и возвратимся назад (Быт. 22:5) – удивительна. Ведь все, что Авраам знал, это а) что будущее, «запланированное Богом», не может осуществиться без сына его Исаака, и б) что Бог, тем не менее, хочет, чтобы Исаак был принесен в жертву. И патриарх повиновался – несмотря на то, что совместить одно с другим он не умел. Это и есть вера. Она звучит и в ответе Авраама на вопрос Исаака: где же агнец? – Бог усмотрит Себе агнца (стих 8; сравните стих 14).

Быт. 22:9-14. Божие вмешательство, столь драматичное и одновременно назидательное, показало, что доведение Авраамом до конца этого страшного жертвоприношения ни на минуту не входило в Его цели. (Заметим, что в Израиле детей в жертву не приносили.) Это действительно было испытанием. Ангел Господень (сравните с толкование на 16:7) остановил патриарха в тот момент, когда он «взял нож, чтобы заколоть сына своего»! Теперь Бог знал, что Авраам ничего не стремится «удержать для себя», и что он на самом деле боится Бога. То есть благоговеет перед Ним как перед державным Владыкой, доверяет Ему беззаветно и готов беспрекословно слушаться Его.

Боящийся Бога верит, что Он усмотрит. Ключевая мысль этого текста кроется в названии, которое Авраам дал этому месту: Иегова-ире – «Господь усмотрит» (стих 14).

Заключительная фраза стих 14 – Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится – отражает истину, неоднократно повторенную в Ветхом Завете: народу надлежало поклоняться Господу на Его Святой горе. «Три раза в году должен был являться весь мужской пол (Израиля) пред лице Владыки, Господа» – чтобы поклониться Ему и принести жертвы (Исх. 23:17; сравните с Втор. 16:16). Господь увидит («усмотрит») нужды тех, кто предстал перед Ним, и исполнит их. Овен (не агнец; сравните Быт. 22:8), запутавшийся в чаще рогами (стих 13) был предусмотрен («усмотрен») Богом в благодати Его как замена отроку. Впоследствии весь Израиль будет «приносить» животных Господу.

Богопоклонение избранного народа включало предложение Богу заместительной жертвы и принятие Им ее. В Новом Завете Бог Сам совершает замену: вместо животных, в совершенную жертву был принесен Им Его единственный Сын. Несомненно, Иоанн имел в виду именно это, когда представил Иисуса как «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).

И все же не учение о заместительной жертве является главным в Быт. 22:9-14. На первом плане здесь патриарх, явивший себя послушным слугою, который поклоняется Господу потому, что верит Ему в любой ситуации. Авраам не стал «удерживать» своего сына. В этом видится параллель с тем, что было сделано Богом Отцом, Который, по словам апостола Павла, «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32).

Величие веры, которое продемонстрировал Авраам, было явлено и Исааком: он имел все, ради чего стоило жить, но подчинился слову своего отца и пошел за ним, уповая на то, что «Бог усмотрит» для Себя жертву.

Быт. 22:15-19. Господь снова подтвердил свой завет с Авраамом (сравните с 15:5; 18-21; 17:3-8). Его потомки будут многочисленны, как звезды небесные (сравните с 15:5; 26:4), как песок на берегу моря (сравните с 32:12). И, добавил Бог, они овладеют городами врагов своих хананеев. Это осуществилось под военным руководством Иисуса Навина.

3. ПО ВЕРНОСТИ АВРААМА НАСЛЕДНИКОМ ОБЕТОВАНИИ СТАНОВИТСЯ ИСААК (22:20 – 25:11)

С этого момента задача Авраама – готовиться к получению благословений в Исааке.

а. Сообщение о семье Нахора (22:20-24)

Быт. 22:20-24. Известие о том, как выросла семья его брага Нахора (11:27-29), пришла к Аврааму с востока. Среди родившихся в этой семье была и Ревекка, будущая жена Исаака (24:15,67). Она была дочерью Вафуила, младшего из восьми сыновей Нахора, родившихся от Милки (жены и племянницы Нахора). (таблицу «Семья Фарры» в толковании на 11:27-32.)

Казалось бы, эту информацию следовало поместить ближе к главе 24, но она «привязана» к главе 23, где повествуется о смерти и погребении Сарры.

В землю своих предков Авраам, чтобы похоронить Сарру, не вернулся.

б. Авраам покупает пещеру Махпела в земле Ханаанской (глава 23)