Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 47:1-12. Фараон отделил Иакову лучшую часть земли, а именно Гесем (сравните с 45:10), и даже выразил готовность поручить тем братьям Иосифа, которые способны к этому, смотреть за царским скотом (47:6). В древних египетских манускриптах название Гегемоне упоминается, но это та территория, которая позднее называлась земли Раамсеса (стих 11; сравните с Исх. 1:11). Это обстоятельство, как и то, что земля была плодородной, и родственники поселились вблизи Иосифа, служившего при дворе, позволяет думать, что она располагалась где-то в восточной части дельты Нила.

Будучи представлен фараону, Иаков, отвечая на его вопрос, сказал, что прожил сто тридцать лет, и что жизнь его коротка, по сравнению с прожитой отцами его, и отмечена многими печалями. Примечательно, что патриарх называет ее днями странствования своего. Любопытно и то, что он, придя в страну с чужой ему культурой, благословил ее царя – фараона, т. е. пожелал ему милости и защиты от своего Бога.

е. Мудрость Иосифа в управлении (47:13-27)

Быт. 47:13-27. Иосиф показал себя мудрым администратором в земле Египетской, ибо в конечном счете он спас египтян от голодной смерти. Казалось бы, достойно было осуждения, что он и деньги и скот, и землю жителей страны сделал собственностью фараона, а их самих – его рабами, но в той экстремальной ситуации в сущности иного выхода не было: ведь фараон не дал своему «всесильному» министру права даром раздавать голодным хлебные запасы, да и насколько бы их хватило при постоянном даровом распределении? Кроме того, судя по реакции египтян (стих 25), они не восприняли политику Иосифа как грабительскую и унизительную для себя, а, наоборот, благодарили его.

Переведя имущество и земли египтян в собственность фараона, Иосиф снабдил их семенами для сева – с условием выплаты фараону пятой части урожая. Независимой от «царя» (и это подтверждается историками древности) оставалась лишь жреческая каста, а все жители попали в положение арендаторов у государства. (Правителем Египта был к тому времени Сенусерт III; 1878-1843 гг. до Р. Х.)

О пришедших в Египет израильтянах сказано, что они в отведенной им земле Гесем плодились и весьма умножились. Итак, Бог благословил Свой народ соответственно обетованию, которое Он дал Аврааму. Евреи быстро становились великим народом. Более того, Бог благословил и фараона за то, что тот отдал «семени Авраамову» лучшие земли в Египте. Позже, во дни Моисея, когда другой фараон стал Израиль угнетать, Бог сурово наказал египтян.

Год до Р. Х. Авраам Исаак Иаков Иосиф
2166 Родился Аараам
2066(+100 лет) Исаак родился, когда Аарааму было 100 лет Быт. 21:5
2006(+60 лет) Иаков родился, когда Исааку было 60 лет Быт. 25:26
1991(+15 лет) Авраам умер (в 175 лет: Быт. 25:7)
1915(+76 лет) Родился Иосиф
1898(+17 лет) Иосиф был продан В Египет в возрасте 17 лет, Быт. 37:2,28
1886(+12 лет) Исаак умер (в 180 лет: Быт. 35:28)
1876(+10 лет) Иаков переселился в Египет в 130 лет Быт. 47:9, когда Иосифу было 39 лет
1859(+17 лет) Иаков умер в 147 лет, через 17 лет после переселения в Египет Быт. 47:28
1805(+54 года) Иосиф умер в 110 лет, Быт. 50:28, значит он был рожден В 1915 г. до Р. Х.

5. ОБЕТОВАННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ИССЯКАЕТ (47:28 – 50:26)

В этом, заключительном, разделе книги повествование обращается к перспективам «семени Авраамова» в будущем.

а. Благословение Ефрема и Манассии (47:28 – 48:22)

Из долгой жизни Иакова, тысячелетия спустя, автор послания к Евреям (Евр. 11:21) изберет – как пример великого акта веры – именно это благословение сыновей Иосифа патриархом. Перед лицом смерти Иаков стремился «закрепить» Божие обетование в своих потомках. Некогда он «стяжал» это обетование для себя (Быт. 27). И вот объектом благословения снова становились младшие в роде, но на этот раз не ценой интриги и горечи, а через благословение, произнесенное с глубокой верой.

Быт. 47:28-31. Иаков прожил в Египте семнадцать лет (сравните со стихом 9), до ста сорока семилетнего возраста. (Авраам умер в возрасте ста семидесяти пяти лет (25:7-8), а Исаак – в возрасте ста восьмидесяти лет (35:28). Если годом переселения Иакова был 1876-ой год до Р. Х. (таблицу «Хронология патриархов»), то Иаков умер в 1859 году до Р. Х. Его рождение за сто сорок семь лет до того, следовательно, приходилось на 2006 год до Р. Х.

Перед своим концом Израиль просил Иосифа поклясться, что похоронит его в гробнице отцов его (сравните с 49:29-33), имея, конечно, в виду пещеру Махпелу, купленную Авраамом (глава 23). Здесь снова (сравните с 24:1-9) упоминание об обычае (в дальнейшем в Библии нигде не встречающееся), который сопутствовал принесению клятвы, – положи руку твою под стегно (бедро) мое, – просит Иаков сына. Видимо, исполняя этот обычай, клявшийся брал на себя ответственность и перед потомками того, кому клялся (ведь они «выходили из чресл его»; сравните толкование на 24:1-9).

Выразить свое благодарное чувство Богу умирающий Иаков мог, лишь склонившись перед Ним на возглавие постели.