Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

г. Смерть Авраама (25:1-11)

Здесь жизнь Авраама приходит к концу, и Божии благословения переносятся на Исаака, его «единственного» сына (22:2).

Текст может быть подразделен на четыре части: а) рождение у Авраама других сыновей (25:1-4), б) обеспечение наследных прав Исаака (стихи 5-6), в) смерть и погребение Авраама (стихи 7-10), и г) благословение Исаака (стих 11).

Быт. 25:1-4. Когда именно женился Авраам на Хеттуре, неизвестно, но, можно предполагать, после смерти Сарры. (В сущности Хеттура была наложницей патриарха; 1-Пар. 1:32). Так что, скорей всего, шесть сыновей Хеттуры появились на свет в промежутке времени равном 37 годам (Аврааму было 138 лет, когда умерла Сарра, а сам он умер в возрасте 175 лет.) Аравийские племена Шевы и Дедана (25:3), а также мадианитяне (стих 4) произошли от Авраама – во исполнение Божьего обещания ему, что Он «возвеличит имя его» (12:2), произведя от него «множество народов» (17:4).

Быт. 25:5-6. Позаботившись и о сыновьях наложниц своих, Авраам, тем не менее, отослал их еще при жизни своей, как отослал в свое время Измаила (21:8-14), – во устранение возможной угрозы с их стороны Исааку, которого рассматривал как своего единственного наследника.

Под землей восточной, по всей видимости, подразумевается Аравия.

Быт. 25:7-11. Дней жизни Авраамовой было сто семьдесят пять лет. И скончался он. В пещере Махпеле, где уже была похоронена Сарра, два сына патриарха – Исаак и Измаил вместе погребли отца. Теперь, когда он умер, приход Измаила мог таить в себе опасность для Исаака, но с ним был Бог. Исаак жил в ту пору у источника Беэр-лахай-рои, известном как место, где Бог видит, слышит и отвечает (16:4).

Авраам скончался, но осуществление Божьего плана продолжалось из поколения в поколение.

Б. Родословие (потомство) Измаила (25:12-18)

Быт. 25:12-18. Прежде чем обратиться к потомству Исаака, к «избранной линии», говорится о родословии Измаила; согласно Божиему предсказанию (17:20) он стал отцом двенадцати сыновей. Умер Измаил в возрасте ста тридцати семи лет. Его потомки рассеялись по Аравийскому полуострову – от Хавилы (в северо-центральиой Аравии) до Сура, между Беэр-шивой (Вирсавией) и Египтом).

Последняя фраза стиха 18-го в современном англ. переводе Библии отличается от того, что имеем в русском тексте; она звучит так: «и жили они, враждуя со своими братьями». Во исполнение пророческих слов Бога, сказанных Агари (16:12), замечает по этому поводу автор комментария (от Ред.).

В. Родословие (потомство) Исаака (25:19 – 35:29)

В разделе 25:19 – 28:22 повествуется о процветании Исаака и об обретении Иаковом права на наследие отца; события разворачиваются в пределах земли обетованной. Главы 29-32 рассказывают о том, как Бог благословлял Иакова во временном пребывании его за пределами этой земли, а главы 33-35 – о его возвращении в землю.

I. ОБЕТОВАННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАСЛЕДУЕТСЯ ИАКОВОМ, ВМЕСТО ИСАВА (25:19 – 28:22)

а. Ревекка получает прорицание относительно близнецов во чреве ее (25:19-26).

Эти стихи служат по смыслу своему «введением» к последующим главам, так как борьба Исава и Иакова «за первенство» началась еще во чреве их матери (сравните Ос. 12:3).

Быт. 25:19-20. Ревекка, жена Исаака, приходилась ему двоюродной сестрой (24:15). Этот брак восстановил связь Авраама с его родиной и семьей, а также с племенем арамеев, живших на северо-западе Месопотамии (24:10); впоследствии эта территория получила название Сирии.

Быт. 25:21-23. Как и рождение самого Исаака, рождение его сыновей сверхъестественно, потому что, как и Сарра, Ревекка оказалась бесплодной (стих 21). Но, в отличие от своего отца, Исаак молился о том, чтобы жена его зачала, и Господь ответил на его молитву.

Итак, «конфликт» между братьями начался еще до появления их на свет (25:22). И тогда Ревекка пошла вопросить Господа. В ответ ей было предсказано, что от нее произойдут родоначальники двух враждующих народов, и младший одержит победу над старшим (стих 23). Впоследствии израильтяне (потомки Иакова) и идумеи (потомки Исава) и в самом деле не прекращали борьбы между собой.

Быт. 25:24-26. Родители – в свете необычного рождения близнецов, а также прорицания, полученного Ревеккой, – запечатлели это событие в именах, которые дали сыновьям.

Первый из близнецов был красный и косматый, словно зверек; и назвали его Исав. «Красный цвет» Исава знаменует его необузданность в будущем (стихи 27-34). Что же до имени его, то в нем отражена довольно сложная игра слов. В еврейском своем звучании оно перекликается со словом «Сеир» (первоначальное название Едома, находившегося юго-восточнее Мертвого моря, где Исаву предстояло жить; 32:3; 36:8). Кроме того, еврейское «косматый» или «волосатый» (сеар) звучит, почти как «Сеир», а «красный» (по-еврейски адмони) – близко по звучанию к слову «Едом» (25:30). Итак, имя старшего брата Иакова было выбрано «со смыслом» дабы отразился в нем характер будущего заклятого врага Израиля.

Второй близнец держался при рождении за пяту Исава (стих 26). Полученное им имя – Иаков (иакоб), которое означает «пусть Он (Бог) защитит», было выбрано из-за созвучия его и смысловой связи с существительным «пята» (акеб) и глаголом акаб («наблюдать из-за спины или исподтишка»). Так же, как в случае с Исавом, имя второго брата обрело позднее «иной смысл» – в свете открывшейся в нем способности ко лжи. На протяжении его жизни оно как бы демонстрирует два значения: «хватающийся за пяту» (в поиске защиты) и «подставляющий подножку»

Исполнение Богом Его обетования Аврааму осуществляется посредством избрания Им Иакова (а затем – народа израильского). Израилю Он позднее тоже даст обетование. Но исполнение его не дастся народу без борьбы.

Как самое возникновение, так и последующее существование. Израиля направляется свыше. Апостол Павел писал, что еще до появления близнецов Исаака и Ревекки на свет младшему было отдано предпочтение перед старшим (Рим. 9:11-12). Это противоречило «естественному» порядку вещей. Но Бог нередко действует «вопреки» человеческим представлениям о справедливости, потому что «Его пути – не наши пути»

б. Иаков покупает у Исава право на первородство (25:27-34)

Как это ни прискорбно, но с тем, что имеет высокую духовную ценность, люди нередко обращаются недостойно, пренебрежительно – как если бы это вовсе ценности не имело. Другие, сознавая высший смысл тех или иных вещей, тем не менее, пользуются ими в своих интересах, действуя «лукаво». В Исаве и Иакове представлены оба эти типа людей.

Быт. 25:27-34. Взрослея, Иаков и Исав «оправдывали» каждый свою «характеристику», заложенную в их именах. Исав, «красный человек», был побежден собственным физическим началом (вожделением к красному кушанью; стихи 29-30) и продал за это кушанье из чечевицы свое первородство. (Он, не сознававший значения высших ценностей, назван «нечестивым» (Евр. 12:16) именно в этом смысле.) А Иаков, «хватающийся за пяту», хитро «подставил подножку» брату своему, купив у него первородство.

Не будучи праведным, Иаков в этом случае не действовал, однако, и вероломно, потому что намерений своих не скрывал, хоть и поступил против совести. Но он, по крайней мере, заслуживает уважения за то, что стремился к тому, что действительно имело ценность.

Ревекка любила Иакова (стих 28), отчасти по причине полученного ею прорицания (стих 23). А еще потому, что он был человеком кротким, живущим в шатрах. Но по иронии звероловом он оказался более искусным чем Исав, так как расставил ему, уподобившемуся голодному зверю, ловушку. Возможно, Иаков знал о предсказании, полученном матерью, и ожидал, когда представится случай к его осуществлению. Но позднее Бог даст ему понять, что не таким способом следует «стяжать» обещанное Им. (Ранее Он дал это понять деду Иакова – Аврааму; 16:1-6.)

Конечно же, в нечестивой натуре Исава содержалось предупреждение Израилю, чтобы не отрекался от духовных ценностей в угоду своему «физическому аппетиту». Тут вопрос о том, что главное. Исав, жаждущий лишь физического насыщения, не останавливался ни перед чем ради получения желаемого.

Однако и духовное состояние Иакова таило в себе угрозу. Но впоследствии он «очистился» от представления будто для достижения благой цели «все средства хороши», и стал верным слугой Богу.