Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

ж. Рождение Исаака и изгнание Измаила (21:1-21)

Быт. 21:1-7. Бог послал сына обетования Аврааму и Сарре во время, о котором говорил им (сравните с 18:10). Они назвали сына Исааком (21:3) и, по Божьему повелению, обрезали его (стих 4; сравните с 17:9-14).

Имя «Исаак» («он смеется») расшифровывается в этом тексте в словах Сарры: когда она говорит, что Бог сделал ей смех (стих 6), то подразумевает, что Он доставил ей радость. Годом ранее она смеялась смехом неверия (18:12), который теперь превратился в смех радости. Всякий, кто услышит об этом, рассмеется на радостях вместе с нею. Но был человек, который не радовался с Саррой, а насмехался над нею, и, значит, над тем, что сделано было Богом. Этим человеком был Измаил (стих 9).

Быт. 21:8-13. Бог воспользовался этим для изгнания Измаила и Агари из дома Авраама (стих 10), потому что они были угрозой для обетованного сына.

Аврааму было 86 лет, когда родился Измаил (16:16), и 100, когда родился Исаак (21:5); от груди Исаак был, вероятно, отлучен в 2 или 3 года, так что Измаил был изгнан из дома отца в 16-17 лет. Опечаленного Авраама Бог заверил в том, что и у сына рабыни есть будущее, потому что он тоже «семя Авраамово» (стихи 11-13).

Итак, два момента подчеркнуты в стихах 1-13: рождение Исаака (в имени которого запечатлено исполнение завета, а в обрезании – подтверждение его), и изгнание Измаила – во устранение опасности, угрожавшей с его стороны «семени», обещанному Богом.

Быт. 21:14-21. Ангел Господень воззвал к Агари в пустыне (стихи 17-18), как в первое ее пребывание там (16:7), и снабдил ее водой из колодца (21:19; сравните 16:14). Бог сказал Агари, как до этого Аврааму, что от Измаила произойдет великий народ (21:18; сравните со стихом 13). Далее написано, что Измаил жил в пустыне... сделался стрелком из лука (стих 20; сравните с 16:12), и женился на египтянке (21:21). (Пустыня Фаран, место его обитания, занимает северо-восточную часть Синайского полуострова.)

Замечательно обращение к этой ситуации апостола Павла (Гал. 4:21-31; толкование на этот текст). Измаил был «сыном плоти», рожденным рабой (Гал. 4:29-30). Наследником стал Исаак, «сын обетования». Первый символизирует рабство в Синайской пустыне, второй – свободу, которая наступает с осуществлением обетования во Христе. С приходом Христа (Семени) прежнее проходит, с прошлым – покончено.

Верующие становятся сонаследниками обетованного Семени, будучи усыновлены Богом по благодати Его. Возвращение «под закон» (в состояние «синайского рабства») означало бы аннулирование исполнившегося обетования (сравните 5:1). Как Измаил и Исаак боролись между собою (Гал. 4:29), так пребывают в состоянии вражды плоть и дух. Плоть, противящаяся духу, нередко «насмехается» над ним (Гал. 5:16-18). Поэтому верующим следует «избавляться от рабыни и ее сына» (Гал. 4:30), то есть не подчиняться голосу плоти, но жить «по духу» (Гал. 5:16).

з. Завет в Вирсавии (21:22-34)

Примечательно в этом тексте объяснение названия «Вирсавия» – места, где жил Авраам. В нем (названии) запечатлено заключение патриархом завета с жителями этой земли, позволившими ему жить на ней мирно и благополучно.

Быт. 21:22-34. Глагол шаба (клясться, принимать присягу) встречается тут (в различных грамматических формах) трижды (стихи 23-24,31); трижды же употреблено созвучно ему числительное шеба (семь), от которого этот глагол происходит. (Напомним, что число «семь» почиталось священным.) Название бэер шаба («колодезь семи» или «колодезь клятвы») тоже встречаем здесь три раза (стихи 31-33). Смысловое ударение безусловно поставлено на клятве (стих 31) между Авраамом и Авимелехом, памятником которой и стала Вирсавия (Бэер шаба). Позже священный характер клятв и соглашений предстояло познать Израилю.

Излагаемое хорошо вписывается в контекст всего повествования, которое постепенно подводит читателя к принесению в жертву Исаака (глава 22). Рождение Исаака явилось результатом обетования (18:1-15); вследствие обмана, к которому прибег Авраам, Авимелех узнал (глава 20), что на этом человеке была рука Божия (сравните с 21:22).

И вот появилось на свет «обетованное семя», а соперник его был изгнан (стихи 1-18). Теперь (стихи 22-34) был заключен завет, который позволял Аврааму поселиться в земле Авимелеха. Все это и подготовляет к совершающемуся в 22-ой главе, при том, что в каждой из предыдущих глав завершается та или иная «фаза» обетованного.

Из стиха 21-34 следует, что и некоторые язычники признали Авраама как человека, с которым Бог во всем. Вновь возникает лейтмотив источника воды (колодца; сравните с 16:14; 21:19). Вода, которой снабжает Бог, – бьющая в пустыне, из бесплодной земли, из камня, – символ благословения. Авимелех осознал это и, уладив конфликт, возникший по вине рабов Авимелеховых, которые отняли колодезь у людей Авраама (споры и вражда из-за источников водопоя постоянно возникали между кочевыми и пастушескими племенами Палестины), эти два мужа заключили союз, чтобы и языческий царь мог разделить с Авраамом Божии благословения (сравните с 12:1-3).

При заключении союза (завета) Авраам дал Авимелеху мелкого и крупного скота, включая семь агнцев (овец; 21:29-30). Это было сделано во утверждение за Авраамом законного права мирно жить на земле Авимелеха и в знак того, что филистимский царь признавал отныне за патриархом право на колодезь в Вирсавии (источник Божьего благословения: стихи 30-31).

Многозначителен тот факт, что Авраам насадил рощу на этом месте и жил там дни многие (стих 33-34) – во свидетельство о своей вере и вытекающего из нее благополучия. Ведь существование рощи в Вирсавии означало, что вода там не иссякала.

Текст несомненно предвосхищал возможность мирного сожительства Израиля в его земле с другими племенами, которые откликнулись бы на слово о мире и возымели желание разделить с Божиим народом благословение свыше.

Однако звучит здесь и нотка горечи (это укор Авимелеха Аврааму; Быт. 20:9-10). Авимелех добивался договора с Авраамом, чтобы тот не обидел его, т. е. не обошелся нечестно с ним и его потомками (21:23). Все, что Авимелех знал об этом человеке, это что а) Бог благословил его (стих 22) и б) он способен был на обман (стих 23). Печальный этот парадокс требовал закрепить добрососедские отношения посредством официального договора.

Избегая обмана, стремясь говорить лишь то, что соответствует истине, современные верующие не должны, однако, прибегать к клятвам (Матф. 5:37; Иак. 5:12). Следует помнить, что правдивость и соблюдение верности в любом деле способствуют сохранению мира в христианской среде и содействуют делу Божию на земле.

Массовое поселение филистимлян в Палестине возникло в 1200 году до Р. Х. Однако некоторые купцы-мореходы из этого народа поселились на палестинском побережье еще во дни Авраама, который жил с 2166 по 1991 годы до Р. Х., таблицу «Хронология патриархов» в толковании на 47:28-31.