Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИАКОВА И НАЧАЛО МОРАЛЬНОЙ ДЕГРАДАЦИИ В ЗЕМЛЕ ЕГО (ГЛ. 33-35)

а. Примирение с Исавом (33:1-17)

Трогательной оказалась встреча Иакова с Исавом. Бог так «повернул» сердце Исава, что тот сам возымел желание примириться с братом. Прежде Исав проявил равнодушие к своему первородству (25:32-34), а теперь не захотел вспоминать старых обид. Иаков, не увидев враждебности со стороны Исава и почувствовав от этого облегчение, не мог не признать еще раз, что, более чем предполагал, обязан своими удачами вмешательству Господа.

Быт. 33:1-7. Иаковом все еще владели неуверенность и страх, когда он встретился с Исавом. Он выстроил своих жен и детей в порядке их значимости для себя, поставив Рахиль и Иосифа позади всех – там, где было наиболее безопасно.

Любопытно проследить различие между двумя братьями после их двадцатилетней разлуки. Иаков шел и кланяясь (поклонился до земли семь раз; стих 3), замедляя таким образом свое приближение к Исаву. Исав же побежал к нему навстречу и обнял его и целовал его; оба они заплакали. Какие перемены происходят в людях, когда «Бог борется» в них и за них!

В разговоре с Исавом Иаков называл себя рабом его (стихи 5,14), а брата своего – «господином» (стих 8, 13-15), между тем как Исав называл Иакова просто «братом» (стих 9). А ведь это противоречило благословению отца их Исаака, который сделал Иакова «господином» Исава (27:29). Но тут мы видим Иакова, который смиренно и осторожно приступает к Исаву, желая предупредить возможность «вспышки» с его стороны.

Быт. 33:8-11. Иаков уговорил Исава принять в дар от него пятьсот пятьдесят животных (сравните с 32:13-15; множеству в русском тексте (стих 8) в оригинале соответствует «стада»). Поначалу Исав медлил с принятием скота, а Иаков настаивал. Прими дар мой (стих 10), говорил он. Затем Иаков добавил: Прими благословение мое (стих 11), тем показывая, что хочет разделить благословение, полученное им, с Исавом, чтобы смягчить свой давний поступок.

Слова Иакова, что видеть лицо Исава, это для него – как видеть лице Божие, возможно, следует понимать как признание им того, что от руки Исава он был избавлен Богом. В Пенуэле Иаков видел «лицо Божие» и был «избавлен» (32:30). Ему, пережившему это, встреча с Исавом ничем не угрожала.

Быт. 33:12-17. Иаков явно не хотел идти вместе с Исавом. Он сослался на то, что вынужден продвигаться медленно из-за своих малых детей и молодняка в стадах, а потому встретится с Исавом в Сеире. Однако пошел он в противоположном направлении – на север, к Сокхофу (на восток от Иордана и на север от реки Иавок), вместо того, чтобы идти на юг, к Сеиру.

Сказано, что это место, в котором первоначально обосновался, Иаков назвал Сокхофом (что значит «убежище»; полагают, он назвал его так потому, что построил там навесы (временные загоны для скота). Патриарх прожил там около двух лет. Может быть, обойти стороной Едом было со стороны Иакова мудро, но едва ли ему опять нужно было обманывать брата.

Так совершались чудеса в жизни Иакова и Исава и в них самих. В Иакове Бог сотворил дух смирения и щедрости, а в Исава, вместо духа отмщения, вложил дух примирения.

б. Иаков поселяется в Сихеме (33:18-20)

Быт. 33:18-20. Эти стихи образуют своего рода эпилог к странствиям Иакова вне Обетованной земли. Он возвратился в нее с миром и осел в Сихеме, западнее реки Иавок и километрах в тридцати от Иордана, на территории Ханаана. Это было то место, где впервые разбил свой стан Авраам, когда вошел в Ханаан (12:6). Сихем располагался между горами Гевал и Гаризим.

Как и Авраам, Иаков купил там участок земли и так же, как его дед, поставил там жертвенник (сравните 12:7), который (согласно английскому переводу Библии) назвал «Эль Элохе Исраэль», что значит «Эль – Бог Израилев». (В русском тексте сказано, что, поставив жертвенник, Иаков призвал имя Господа Бога Израилева.) Примечательно, что с этого времени патриарх призывает Господа не только как Бога отцов своих, но уже как Бога Израиля, в Котором признает Того, Кто довел его до земли Обетованной.

В последующих главах внимание переключается на детей Иакова. Его возвращением в землю и установлением им жертвенника завершается тот период жизни патриарха, который можно обозначить как «жизнь у Лавана».