Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 16:1-6. Сара была бесплодна, так что по всем человеческим представлениям наследник обетования никак не мог появиться через нее. Эти-то соображения и повлекли за собой роковые действия Сары и Аврама. Вскоре Авраму предстояло узнать, что не таким образом исполнится Божие обетование.

По обычаю того времени неплодная женщина могла дать свою служанку в жену мужу своему, и родившееся от такого союза дитя считалось ребенком первой жены. Если муж говорил сыну рабыни-жены: «Ты мой сын», то тем самым «усыновлял» его и делал своим наследником. Поэтому Сара не сделала ничего «противозаконного». Однако обычаи, принятые обществом, часто отвергаются Богом. Вот и план Сары, хоть и одобренный Аврамом, не привел ни к чему хорошему. Забеременев, Египтянка Агарь стала заноситься пред Сарой. Вопрос о «семени» Аврама занимал теперь обеих женщин.

Не от Агари ли пойдут потомки его? Возникла конфликтная ситуация, в которой Сара обвинила Аврама. Он же сказал ей: поступи с египтянкой, как тебе угодно. И Сара стала притеснять рабыню так откровенно, что та убежала от нее (16:6). Так Аврам, который, подобно Адаму, последовал сомнительному совету жены, попал между двух огней.

Быт. 16:7-16. Повествование имеет как темную сторону (притеснение Сарой служанки), так и светлую (Ангел Господень явился Агари в пустыне). «Темная сторона» не была, однако, «исчерпана» конфликтом между Сарой и Агарью. Это очевидно. Оставив путь веры (сопряженный с терпеливым ожиданием) и вступив на путь человеческих расчетов, Аврам навлек на себя лавину причин и следствий, которые потомки его ощущают и по сей день (Измаил стал предком арабов, которые остаются врагами евреев).

Ангел Господень нашел рабыню Агарь у источника воды при дороге к Суру (25:18); это была дорога, которая привела бы ее домой, в Египет. Здесь первое в Ветхом Завете упоминание об «Ангеле Господнем» (буквально «Ангеле Иеговы»). Он отождествляется с Самим Иеговой в 16:13, равно как и в 22:11-12; 31:11,13; 48:16; Суд. 6:11,16,22; 13:22-23; Зах. 1:2). И все-таки Ангел не есть Иегова (Быт. 24:7; 2-Цар. 24:16; Зах. 1:12). Значит, под словами «Ангел Господень» подразумевается теофания (явление Христа до Его воплощения); сравните Быт. 18:1-2; 19:1; Чис. 22:22; Суд. 2:1-4; 5:23; Зах. 12:8.

Задав Агари два вопроса (откуда ты пришла, и куда идешь?), Бог обратился к ней с увещеванием – возвратись и покорись (Быт. 16:9), и с обещанием: у нее родится сын (стихи 10-12). Египтянка назвала Бога «Видящим ее» (стих 13), а источник, у которого произошло это памятное событие, – Беэр-лахай-рои («Источник Живого, видящего меня»; местонахождение его неизвестно); 24:62; 25:11.

Этимология книги Бытия часто несет смысловую нагрузку. В первую очередь это относится к именам и названиям. Налицо так называемый мнемонический прием, способствующий запоминанию событий и их значения. В этом тексте два подобных приема, обусловливающих самую суть его. Устами Ангела Бог Сам назвал мальчика Измаилом (что дословно значит: «слышит Бог») и тут же пояснил: ибо услышал Господь страдание твое (16:11).

Другой мнемонический прием – в наименовании, которое Агарь дала Богу: «Видящий меня», то есть Тот, Который беспокоится обо мне. Так что в этих двух именах содержится целое «богословие»: Бог слышит, и Бог видит.

Имена содержат в себе информацию: Бог говорил к Агари в данном ей откровении, и она ответила верою. Следовало знать и Саре, что Бог видит человеческие беды и слышит обращающихся к Нему. И, зная это, воззвать к Господу, Которому известно было, что она бесплодна. Но, поскольку, вместо этого, она поступила «по собственному разумению», ей пришлось усвоить урок трудным для нее путем – на опыте презренной в ее глазах рабыни-жены, которая возвратилась из пустыни в дом своей госпожи, окрепнув верою. Не прозвучало ли это упреком и, для Аврама, когда Агарь сказала, что это Бог велел ей дать сыну имя Измаил: «Бог слышит»!

Как не может человек «помочь» Богу, так бессилен он и помешать осуществлению Его обетовании. Ибо Ему по силам все, в частности, дать дитя бесплодной женщине (Пс. 112:9). Впоследствии это предстояло узнать и жене Иакова – Лии, которая отразила это свое знание в именах своих сыновей (Быт. 29:32-33). (Имя «Рувим» имеет «двойную этимологию» – буквальную: «вот сын», и основанную на игре слов – «призрел (Господь) на бедствие мое»; имя «Симеон» означает, что Он (Господь) слышал ее; оно в сущности тождественно имени «Измаил».)

Итак, Бог позаботился о беременной женщине, вынужденной бежать в пустыню. Он пообещал Агари, что через сына, которого родит, ею будет положено начало (своего рода «матриархат») великому племени диких людей, исполненных враждебности к окружающему миру (сравните 25:18); местом их обитания будет Аравийская пустыня (25:12-18).

Однако не они станут обетованным семенем; своим незапланированным Богом появлением они только усложнят дело. Измаильтяне были вызваны к жизни грехом Сары, и всходы «семени», посеянного им, пожинаются поныне. Между прочим, правнук Сары – Иосиф – был десятилетия спустя уведен в Египет измаильтянами (37:28).

Представляется, что урок этот был усвоен теми, кому он был преподан непосредственно, т. е. Сарой, Аврамом, Агарью, Израилем; ясен он и христианам: Божиим слугам следует уповать на Его слово, терпеливо ожидая его исполнения. По ходу книги Бытия это становится все очевиднее: каждый человек, как и всякий народ, будучи обязан своим существованием Божественному решению, должен жить верою. Ибо вечно живой Бог слышит и видит.

б. Обетование семени подтверждается именем и знамением (глава 17)

В этой главе зафиксированы а) Божие заверение относительно Его обетовании, отразившееся в изменении Им имен Аврама (стихи 1-8) и Сары (стихи 15-18); б) учреждение Богом ритуала обрезания в ознаменование завета (стихи 1-14); в) неизменность слова Божия об исполнении обетовании – через Сарру (стихи 19-22) и Авраама (стихи 23-27).