Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Иосиф толкует сны фараона (41:1-40)

Посредством следующих двух снов Бог поднимает Иосифа из ничтожества тюремного прозябания к блеску и почету придворной жизни. Иосиф доказал свою верность Богу и, следовательно, свою пригодность для дальнейшего служения Ему.

Быт. 41:1-8. Два его сна сильно встревожили фараона, особенно потому, что ни один из мудрецов Египта не смог истолковать их (стих 8). Бог употребил раба-израильтянина, чтобы посрамить мудрость Египта.

Колорит древних египетских повествований ощущается в этих снах. Вот коровы, которые в водах Нила и среди тростника «спасаются» от жары и насекомых. Вот они выходят из воды и принимаются жевать тростник Тревожно, однако, что первые семь коров тучных сделались пищей других семи коров тощих, которые съели их.

Второй сон фараона походил на первый, хотя откровение, содержавшееся в нем, было облечено в иные образы: семь колосьев тучных были поглощены семью колосьями тощими иссушенными восточным ветром, которые выросли после них.

«Мудрецы» принадлежали к жреческой касте людей, искушенных в чтении и толковании ритуальных книг и во всякого рода магии. Однако снов фараона они истолковать не смогли. По прошествии многих столетий люди из той же касты, но уже в Вавилоне, тоже окажутся неспособными истолковать сон царя, и Бог опять употребит для этого раба-еврея Даниила (Дан. 2), чтобы показать: какой бы могучей ни была держава, она, тем не менее, находится под контролем высшей, Божией, силы.

Быт. 41:9-27. Иосиф был призван из темницы, когда виночерпий вспомнил о его способности толковать сны. Но когда Иосиф предстал перед фараоном (выбритый по египетскому обычаю и в чистой одежде), то заявил, что объяснение снов приходит только от Бога (сравните с 40:8). Фараон пересказал ему оба своих сна (41:17-24), и тогда Иосиф повторил убежденно, что это Бог открывает фараону, что Он намерен сделать (стих 28 сравните со стихами 25-27).

Быт. 41:28-32. Оба сна предвещали семь лет изобилия и семь лет голода. Более того, Иосиф пояснил, что повторение сна в двух вариантах означало, что он точно от Бога и исполнится вскоре.

Быт. 41:33-36. Откровение Бога требовало соответствующей реакции на него, и поэтому Иосиф посоветовал фараону найти мужа разумного и мудрого и сделать его ответственным за отделение 20 процентов всего зерна с каждый год изобилия, чтобы обеспечить Египет хлебом на все предстоящие затем годы голода. («Литература мудрости» учит, что благоразумное планирование будущих дел и обстоятельств – главный принцип, которым следует руководствоваться в практической жизни.)

Быт. 41:37-40. Единственным человеком, которого фараон признал способным выполнить такую задачу, оказался сам Иосиф, в котором был Дух Божий, а, значит, были прозорливость и мудрость, дарованные свыше. Столетия спустя по той же причине Даниил будет поставлен третьим в государстве (в Вавилоне) человеком (Дан. 5:7,16). Иосиф явил Богу верность в каждом «малом деле», через которые Он проводил его, и теперь он был поставлен над «великим» над всей, находившейся под властью фараона, землей Египетской.

г. Возвышение (41:41-57)

Быт. 41:41-46. Перстнем, который фараон дал Иосифу составились печати во удостоверение документов (перстень-печатка). Когда его прижимали к еще не затвердевшей глиняной табличке, он оставлял оттиск, который затвердевал вместе с глиной; перстень Иосифа соответствовал печати особо доверенного (при дворе фараона) лица. По приказанию фараона Иосифа облачили в льняные одежды и возложили ему на шею золотую цель. Вторым после себя человеком в государстве сделал египетский царь Иосифа и велел везти его на второй из своих колесниц, дабы весь народ воздавал ему почести.

В знак нового положения Иосифа фараон дал ему в жену Асенефу – из рода илиопольских жрецов (Илиополь или Он был центром поклонения солнцу; располагался километрах в десяти от Каира). Значение нового египетского имени Иосифа – Цафнаф-панеах – неизвестно. Иосифу было тогда тридцать лет, т. е. необычайное возвышение его при египетском дворе произошло через тринадцать пет после того, как братья продали его в рабство. Изменившееся положение Иосифа дало ему возможность объездить весь Египет вдоль и поперек (Пс. 104:17-22, где говорится о заточении, избавлении и возвышении Иосифа).

Быт. 41:47-52. Сны фараона стали исполняться: на протяжении семи лет земля обильно плодоносила, и Иосиф, пользуясь своей непререкаемой властью, собирал излишки хлеба в амбары по всем городам египетским.

Несмотря на поразительный успех, дарованный ему в чужой стране, Иосиф помнил о своих еврейских корнях, и имена двум своим сыновьям дал еврейские. Манассия («забыть» выражало его благодарность Богу, Который дал ему завыть все несчастия его и боль разлуки с домом отца. Ефрем («двойное плодородие») означало, что Бог дал ему приносить «обильные плоды» в Египетской земле.

Быт. 41:53-57. Плоды, прежде всего, принесла мудрость Иосифа, ибо семь обильных лет сменились семью годами неурожайными, и когда голод посетил Египет, Иосиф открыл многочисленные житницы и стал продавать из них зерно ее только египтянам, но и приходившим из других стран, так как голод усилился по всей земле, т. е. в значительной части ближневосточного региона.