Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 15:1-3. Прежде чем вступить в завет с Аврамом, Бог рассеял все его опасения и сомнения, заверив: не бойся, Аврам; Я твой щит. Когда Бог пообещал ему, что награда его будет велика, патриарх спросил, что же он получит – ведь он оставался бездетным. Здесь проявление упования на Господа со стороны человека, не ослепленного предложением богатства (14:22-24).

Казалось бы, наследником Аврама должен был стать один из его домочадцев, Елиезер из Дамаска (15:2). (В евр. тексте – игра слов: даммесек (Дамаск) и бен месек, что буквально означает «сын наследия»). Аврам как бы говорит Богу, что «предзнаменование в наименовании» – простому слуге предстоит унаследовать все, что он имеет.

Быт. 15:4-6. Но Господь ответил твердо: не будет он твоим наследником; им станет твой сын (тот, кто произойдет из чресл Аврама). Будущее многочисленное потомство его Бог сравнил со множеством звезд на небосклоне (сравните с 22:17; 26:4). Он гарантировал это патриарху словом Своим, которым сотворил звезды.

Аврам поверил Господу (буквально «в Господа»), и Он вменил ему это в праведность. Основополагающая эта истина в Новом Завете повторяется трижды (Рим. 4:3; Гал. 3:6; Иак. 2:23).

Быт. 15:6, где об Авраме сообщается нечто весьма важное, не подразумевает, однако, обращения Аврама в тот именно момент. Это произошло с ним ранее, когда он покидал Ур. (Примечательно, что и граммат. форма евр. слова «поверил», употребленная тут, показывает, что не после событий, описанных в стихах 1-5, возникла эта вера.) Здесь же о вере Аврама говорится потому, что на ней основывалось заключение завета. Это был завет с человеком, который уже верил и которому праведность уже была вменена, так что «средством искупления» завет для Аврама не являлся. Библия ясно учит, что во все века праведность (а с нею – и спасение) «вменяется» по вере.

Быт. 15:7-10. Следует торжественная церемония заключения завета между Господом и Аврамом, по завершении которой Бог заверил его в конечном осуществлении Своих обетовании (стих 7, 18-21).

Повинуясь Божиим повелениям, Аврам рассек пополам (стих 10) телицу козу овна (стих 9), а также принес горлицу и молодого голубя.

Быт. 15:11-16. В следующий момент ужас не мог не объять Аврама, потому что нечистые хищные птицы налетели на принесенных в жертву животных, – явно плохое предзнаменование. Возвещенное Богом порабощение Израиля прояснило смысл этого знамения (стихи 13-14). Хищные птицы, как бы «противящиеся» заключению завета, – это прообраз Египта.

Позже, во дни Моисея, израильтяне, находившиеся в Египте, могли подсчитать, что четыреста лет прошло (со времени пришествия Иакова в Египет в 1876-ом году до Р. Х.; схему «Хронология патриархов» в толковании на Быт. 47:28-31), и время их избавления близко (они выйдут). В Исх. 12:40 и в Гал. 3:17 говорится, что египетское рабство длилось 430 лет (от 1876 года по 1446 год до Р. Х.). По-видимому, в Быт. 15:13 и в Деян. 7:6 указано округленное число (400).

В совершенной своей справедливости Бог не хотел предавать Аморреев (здесь, видимо, обобщенное название хананеев) осуждению – прежде чем не наполнилась мера беззаконий их (об аморреях в толкование на Быт. 14:13-16). Бог будет терпеть их нечестивое поведение, пока Израиль под командованием Иисуса Навина не покорит Палестину. Таким образом, исполнение обетований, данных Авраму, включало «суд» над жителями Ханаана. «Семя» Аврама получит землю, но до того Богу многое еще предстояло сделать.

В это «многое» входило и наказание – и через это – «научение» и собственного Его народа, без чего он был бы непригоден для принятия обетования. Однако «увидеть» это – в образе хищных птиц, терзающих жертвенных животных, – было для Аврама ужасно. И при захождении солнца, когда крепкий сон напал на Аврама, ужас и мрак великий объяли его.

Быт. 15:17-21. Но после заката солнца второе откровение дано было Авраму – в видении дыма как бы из печи и пламени огня; в древнем мире эти два элемента были тесно связаны с ритуалом жертвоприношения. Образы огня и дыма соотносятся с темой «горения», которое, в свою очередь, символизирует Божие рвение и суд, которым Он судит мир. Огонь есть образ очищающей силы Иеговы, равно как и Его неприступной святости, которые взаимосвязаны (сравните с Ис. 6:3-7).

Во тьме (Быт. 15:17) Аврам не видел ничего, кроме огня и дыма, прошедших между рассеченными животными. Они свидетельствовали о ревностной готовности святого Бога судить народы и исполнить свои обетования Израилю, согласно заключенному с ним завету. В стихе 18 читаем: В этот день заключил Господь завет с Аврамом (Аврамов завет). И поскольку «поклясться» (во утверждение этого завета) Бог не мог ничем большим, Он «поклялся Собою» (Евр. 6:13). Иными словами, это был (по юридической терминологии) «односторонний договор». И исполнение содержавшихся в нем обетовании гарантировалось.

Бог даже уточнил географические границы будущей Израильской земли – от реки Египетской (Вади эль-Ариш, а не Нил) до великой реки, реки Евфрата.

Израиль никогда не владел своею землей «от края и до края», но он станет владеть ею, когда придет Христос – чтобы царствовать как Мессия. Перечисленные хананейские племена (15:19-21) были согнаны с этой земли при завоевании ее Израилем.

Смысл сообщенного ему Богом был ясен Авраму: его потомков будет косить смерть, и страдания, порабощения и плена им не избежать, но, несмотря на эти печальные перспективы, они унаследуют обетования, данные ему, и увидят их осуществление, потому что они даны Богом. Это должно было служить Израилю источником ободрения и в дни исхода и в последующие тяжкие времена, в частности, во время Вавилонского пленения.

И еще: израильтяне не могли не обратить внимания на примечательную параллель: в начале этой главы (Быт. 15:7) сказано: «Я Господь (Иегова-ЯХВЕ), Который вывел тебя из Ура»; а в Исх. 20:2, – «Я Господь – ЯХВЕ – Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Параллель эта убеждала, что, несмотря на ожидающие их скорби и испытания, Бог осудит их поработителей и исполнит данные народу обетования.

Текст этот служит источником ободрения и для новозаветных верующих. Ибо торжественные заверения Бога об исполнении обещанного Им распространяются и на спасение в вечности и на благословения в этой жизни (1-Пет. 1:3-4). Сколь трудно ни было бы верующим проходить их земной путь и завершать его, – Свои обетования Бог сдержит.

2. АВРААМ, ЧЬЯ ВЕРА ОКРЕПЛА В ИСПЫТАНИЯХ, ПОЛУЧАЕТ ОБЕТОВАНИЕ О СЕМЕНИ (16:1 – 22:19)

В этом цикле повествований отражены внутренние борения, через которые проходил патриарх Аврам в ожидании исполнения Божьих обетований. Временами он «претыкался», но в конце концов вера его восторжествовала и тем засвидетельствовала о своей подлинности.

а. Недостаточность веры и рождение Измаила (глава 16)

Между тем как вера Аврама крепла в испытаниях, исполнение Божьего обетования о сыне как будто бы откладывалось. В моменты слабости возникают соблазны «альтернативных решений», которые не от веры, а от недостаточности ее. Человеческие старания «помочь Богу» в исполнении обещанного Им всегда лишь усложняли дело. Израилю предстояло убедиться в этом на собственном опыте.