Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 48:1-4. Больной и ослабевший, Иаков, собрав последние силы сел на постели, когда ему сказали, что к нему идет Иосиф. Он пересказал сыну, как Бог всемогущий (эль шаддай; толкование на 17:1) явился ему в Лузе, переименованный Иаковом в Вефиль, и пообещал благословить его, произведя от него множество народов и дав его потомству землю ханаанскую в вечное владение (сравните с 28:10-22). Слова этого обетования были для патриарха источником неиссякавшей надежды в странствиях его, и таковым им предстояло быть и для народа, который произойдет от него, ибо народу этому дано было верное слово Бога.

Быт. 48:5-7. Иаков благословил первородством Иосифа, возведя в положение первородных юношей Ефрема и Манассию, его сыновей (41:51-52), и тем закрепив за Иосифом двойной удел. Ефрем и Манассия «заместили» таким образом Рувима, старшего сына Иакова от Лии (1-Пар. 5:1-2), лишенного первородства за преступление против отца (49:4). Иаков оговорил при этом, что если бы у Иосифа родились в Египте другие сыновья, то им следовало бы присоединиться к коленам Ефрема и Манассии (стих 6б), но, по всей видимости, больше сыновей у Иосифа не было.

Особое признание Ефрема и Манассии было продиктовано Иакову не только исключительным положением их отца, Иосифа, в Египте и тем, что Иосиф был любимым сыном патриарха от его любимой жены («усыновляя» Ефрема и Манассию – стих 5 – патриарх как бы увеличивал число сыновей Рахили), но более всего явилось результатом Божьего внушения. Это признание сыновей Иосифа несомненно сказалось годы спустя – при разделении Обетованной земли во дни Иисуса Навина (Иис. Н. 16:17).

Быт. 48:8-14. Иосиф подвел к старенькому отцу ему двух своих сыновей, и тот выразил радость, что, вот, не чаял увидеть и сына, а увидел и его, и внуков; благословение было произнесено. Как некогда Исаак, благословляя Иакова, был уже слаб зрением, так теперь и сам Иаков. Однако, совершая благословение, Израиль вполне сознательно (и это следует из употребленного тут еврейского слова) «переменил» руки – так, чтобы правая рука его оказалась на голове Ефрема, а левая на голове Манассии хотя Манассия, рожденный первым, должен был быть благословлен возложением правой руки деда.

Таковым было решение Иакова, несмотря на то, что Иосиф «правильно» поставил своих сыновей. Иосиф, как это свойственно людям, ожидал действия Божьего в согласии с понятиями, казавшимися ему верными и справедливыми, но убедился, что порой Он благоволит действовать вопреки человеческим обычаям и представлениям.

Осознав это, твердо стоящие в вере принимают, что Божий пути – не наши пути. «Воспитательный процесс», направленный на усвоение этого факта Иаковом, продолжался всю его жизнь, и он усвоил его, потому и благословил теперь младшего, даровав ему преимущество над старшим. На протяжении жизни четырех поколений действовал этот «обратный» порядок в роду Авраама: Исаак встал над Измаилом, Иаков над Исавом, Иосиф над Рувимом, и Ефрем над Манассией.

Быт. 48:15-20. Благословляя самого Иосифа, Иаков трижды воззвал к Богу (стих 15) -как к Богу, пред Которым ходили отцы его Авраам и Исаак (в этом факте Иаков не раз черпал силу для своей веры; 28:13; 31:5,42; 32:9; 46:3), как к Богу, Который был Пастырем его с первых дней его жизни (сравните с 49:24; Исх. 6:6; Пс. 22:1; Ис. 59:20), и как к Ангелу (толкование на Быт. 16:19), Который избавлял его от всякого зла. Еврейское слово гаалъ, переведенное как «избавляющий», выражает понятие защиты и перевоспитания. И вот этого-то Бога молил Иаков о милостивом благословении отроков.

Однако Иосиф, когда увидел, что отец намерен благословить Ефрема прежде Манассии, запротестовал. Знаю, сын мой, возразил патриарх, и благословил внуков соответственно Божией воле, а не человеческому обычаю. Он знал, что, вопреки этому обычаю, Богу в свое время угодно было благословить его самого младшего. И этот же принцип должен был действовать теперь, при благословении сыновей Иосифа. Годы спустя Ефрем стал ведушим племенем в Северном царстве, во всех отношениях превосходившем племя Манассии, как и предсказал Иаков.

Быт. 48:21-22. Убежденный в том, что Бог возвратит всех их в Обетованную землю, Иаков сказал, что Иосифу дает в ней двойной удел: Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок евр. слово шекем («участок», «надел») созвучно «Сихем», названию города, в котором годы спустя Иосиф был погребен (Иис. Н. 24:32) – в знак того, что эта земля по завещанию принадлежала ему. По-видимому, Иаков завоевал эту землю у Аморреев (ханаанских горцев), хотя более об этом нигде не упоминается, и вырыл там колодезь (сравните с «Сихарь» в Иоан. 4:4, 5).

6. Слово Иакова о коленах (49:1-28)

Основополагающим принципом Божьего домостроительства является непременное «воздействие» жизни и характера патриархов на судьбу их потомков. Многообразие этих судеб в Его народе определялось и нравственными различиями индивидов. Быт. 49 дает именно так воспринять эволюцию Божьего плана. В эту главу входят последние из великих прозрений будущего в книге Бытия – благословения, проклятия и обетования.

Иаков, силою веры, будучи – по завету – орудием Бога, прозревал будущее завоевание Израилем земли Ханаанской и его расселение в ней, как и славные для народа дни в еще более отдаленные времена. Это пророчество дал Своему народу Бог, чтобы вести его через подчас «унылое бесплодие» дней его – да светит ему в пути сознание, что будущее его запланировано Богом. Для семьи Иакова оно простиралось за пределы рабства в Египте, оно неразрывно было связано с землей обетования.

Но насладятся ли они исполнением этой надежды, будет зависеть от верности причастников благословения Богу. Итак, в торжественной обстановке своих последних часов Иаков кратко, но выразительно характеризует своих сыновей – одного за другим, простирая сказанное, с вытекающими из него последствиями, на «колена», которые произойдут от них.