Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

в. Исаак получает жену (глава 24)

На примере этого события видим попечение Господа о верных слугах Его. Это Он ведет слугу Авраама, посланного за невестой для Исаака, – во исполнение следующей фазы Своего обетования. Глава делится на четыре раздела:

Быт. 24:1-9. 1 ) Поручение. Авраам, полагаясь на Божие обещание, сказал рабу своему управлявшему домом его, чтобы тот торжественно поклялся привести жену Исааку из родной земли патриарха, лежавшей километрах в семистах от места их тогдашнего обитания. Давая клятву, Елиезеру (15:2) следовало положить руку под бедро Авраама (сравните 47:29) – в знак того, что, если он клятвы не выполнит, то дети, которые родятся от «чресл» потомков Авраамовых, отмстят потомкам Елиезера.

Быт. 24:10-27. 2 ) Упование. Елиезер уповал на то, что Господь поведет его, и помолился, чтобы будущая невеста Исаака напоила его и верблюдов его. Заметим, что это была нелегкая работа – напоить десять верблюдов, так как животные эти потребляют очень много воды. И вот в города Нахора (в северо-западной Месопотамии; стих 10; сравните 25:20) все произошло в точности по молитве верного раба.

В знак благодарности Елиезер щедро одарил девушку, дав ей золотое кольцо (какие продевались в нос), и два золотых браслета. Затем он спросил ее, не найдется ли место в доме отца ее, чтобы ему и его спутникам переночевать. Девица ответила, что не только место, но и пища найдется, и снова поразился Елиезер доброте ее и готовности услужить.

Быт. 24:28-59. 3 ) Успех. Узнав от сестры о происшедшем, Лаван, брат ее, пригласил Елиезера с его спутниками в дом. Тот рассказал родным Ревекки о поручении, с которым пришел, и о том, что Господь, благословивший господина его, привел его к ним прямым путем, после чего получил разрешение взять девицу для Исаака.

Есть основания полагать (судя, в частности, по словам Девица рассказала в доме матери своей), что Вафуил, отец Ревекки, к тому времени уже умер. Не случайно Лаван, видимо, заменяя отца, решает вопрос о замужестве сестры.

Быт. 24:60-67. 4 ) Завершение дела. Елиезер привел Ревекку в Негев (в русском переводе Библии – «земля полуденная»), и стала она женой Исаака, когда тому было сорок лет (25:20); Аврааму было в то время 140 лет.

В 24:12 Елиезер, обращаясь к Господу, просит Его «сотворить милость». Слово «милость» находим и в стихах 27 и 49. Ему соответствует еврейское хесед, которое в более точном переводе звучит как «верная любовь» или «верность завету». Хесед – ключевое слово в этом тексте. В четырех разделах 24-ой главы четыре персонажа действуют в согласии с «милостью», а точнее – с «верностью завету»: Авраам – подготавливая будущее; Елиезер – содействуя исполнению его; Бог- осуществляя его; Ревекка – принимая уготованное ей.

Бог в провиденьи Своем и милости (хесед – «верность завету») действует как верховный Владыка, но – через обстоятельства людей, верящих в Него. Эта скрытая в Боге обусловленность трояко подчеркнута в главе 24.

1. Господь – в сущности единственная «причина» всего происходящего. Это явственно звучит в словах Елиезера: «Господь привел меня» (стих 27 и 48). (И верно для всего «происходящего» в Библии.) Даже и Лаван, брат Ревекки, признает, что от Господа это дело (стих 50) и призывает Ревекку «пойти», как сказал Господь (стих 51).

2. Присутствие Бога «за сценой» явно, хотя прямо здесь не исходит от Него ни слова ни чуда, ни прорицания; даже и подтверждения Его завета с Араамом не находим в этой части повествования, которое по-своему уникально для книги Бытия. Но, подчеркиваем, оно сохраняет свою актуальность и для современных верующих. Предвидение веры, находящее выражение в личной молитве, тем более преобладает здесь, что видимые доказательства Божьего участия в этом деле отсутствуют.

3. Божией рукой переворачивается еще одна страница намеченного Им плана по благословению человечества. О соучастии Его в судьбах человеческих свидетельствует и то, скольких неудач удалось избежать «действующим лицам»; раб Елиезер мог бы потерпеть неудачу в своей миссии (стихи 5-8): он мог бы «не узнать» ту, которая была назначена Исааку (стих 14, 21); ему мог бы отказать Лаван (стихи 49-51), либо сама Ревекка – выразить нежелание идти с ним (стихи 54-58). Но направляющая сила Божия преодолевала все возможные препятствия и «из частей складывала целое»

Однако и человеческая роль тут налицо. Прежде всего роль верного раба Елиезера. Для него порученное ему было свято как содействующее осуществлению Божией воли. Он полностью уповает на Бога и ищет водительства Его в молитве. Он неизменно воздает хвалу Господу (стих 27, 48-49), и по ходу развития событий это имеет немаловажное значение.

Итак, выбор невесты для Исаака был делом Божиим, и это признано Лаваном и Ревеккой. Тех, кто молитвенно и послушно исполняют волю Его, Бог ведет и направляет. Как сказано в Прит. 3:5-6: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».