Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 19:1-14. Два Ангела (сравните стих 18:2,22) неохотно воспользовались гостеприимством Лота: нет, мы ночуем на улице, сказали они. Но все-таки вошли к нему, и тогда жители города окружили дом. Они хотели «познать» посетителей Лота, т. е. вступить с ними в противоестественную половую близость, полагая, что те – обычные мужчины. (Будучи ангелами, они были, по-видимому, весьма красивы.) Следуют попытка Лота уговорить содомлян не делать зла его гостям и потом – его предложение им «взять» его дочерей, вместо них.

От разъяренных горожан Лота спасают ангелы (стих 10); вслед за тем они поражают содомлян слепотою. Лоту они велят бежать из города, который подлежит истреблению. Зятья Лота, которым он сказал об этом, однако, не поверили ему.

Быт. 19:15-22. Рано утром Ангелы, чуть не вопреки воле Лота, вывели его и его близких из обреченного города (стих 16). Вероятно, Лот жалел свое имущество, да и в намерении ангелов уничтожить Содом поверил не вполне (как его зятья, не поверили ему). Господь был милосерд к Лоту и пощадил его, в первую очередь, ради Авраама (18:23; 19:29). Но и после своего избавления Лот продолжал молить ангелов об уступке и снисхождении.

В горы (вероятно, Моавитские, поднимающиеся над долиной Иордана на востоке), он идти не пожелал и малодушно просил разрешить ему укрыться в маленьком городе Сигоре (само это название означает «маленький»; стихи 18-22). (До этого он был известен как Бела; 14; 2.) Лот подчеркивает малость и незначительность этого городка, как бы убеждая ангелов в том, что он не может быть столь же развращенным, как Содом.

Сцена эта предназначена всегда напоминать израильтянам о малодушии и нерешительности Лота, которого пришлось спасать силою. К сожалению, и те, которые составляют народ Божий, горячо привязываются порой к этому развращенному миру – вместо того, чтобы бежать от него, обреченного на гибель!

Быт. 19:23-29. Горящею серою и огнем поразил Господь нечестивые города и всех их жителей, и все, что произрастало на той земле (стихи 24-25). Предполагают, что тут имело место вулканическое извержение, приведшее к выбросу подземных залежей серы, которому сопутствовало загорание смоляных болот, многочисленных в долине Сиддим (14:10). Продукты извержения затем обрушились на головы людей как бы с неба (Лук. 17:29). Осуществляя волю свою, Бог нередко прибегает к естественным (природным) явлениям.

Жена Лота, горюя по оставленному в городе, оглянулась (вопреки запрещению небесных посетителей) назад и превратилась в соляной столп, ставший «памятником» ее непослушания. Густой дым как из печи (19:28), который увидел Авраам, был дымом от горящей серы (стих 24).

Когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Он об Аврааме, то есть о вопросах его, звучавших как просьба (18:23-32), и спас от истребления Лота.

Быт. 19:30-38. В заключительном разделе этой главы рассказывается о том, что сделали две дочери Лота в горной пещере. Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошел, вместо этого в Сигор (стих 22). Теперь он снова «расписался» в своем малодушии и, несмотря на то, что Бог позволил ему жить в Сигоре, ушел оттуда и поселился в горной пещере (стих 30).

Решив, что шансы их на замужество весьма малы (Быт. 19:31), дочери Лота, чьи женихи погибли при разрушении Содома, стали поочередно спаивать отца, после чего вступали с ним в физическую близость (стихи 32-35). Руководствуясь желанием «восстановить племя отца», они, не колеблясь, прибегли к акту кровосмесительства, и это свидетельствует о несомненном влиянии на них «содомской цивилизации». У них родились сыновья: Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне (стихи 36-38), постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе «от отца», а Бен-Амми означает «сын кровного родственника». Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.

Четыре главных мотива звучат в этой главе: скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к безнравственному обществу; милосердное избавление его Богом от погибели, и «возрождение Содома» в пещере.

На этих примерах Израиль мог видеть, что если Бог сурово наказывает людей, Он прав, потому что люди – непомерно нечестивы и злы. Он также не мог не прийти к выводу о риске чрезмерной «привязанности» к Ханаану.

Как же жить людям, зная о том, как поступил Бог с хананеями? Ответ, который впоследствии исчерпывающе сформулировал апостол Иоанн, был ясен: «Не любите мира, ни того, что в мире ибо все, что в мире проходит, и похоть его» (1-Иоан. 2:15,17); здесь «проходит» употреблено и в значении «исчезает», точнее, «обречено исчезновению» – от скорого и внезапного суда Божия.

Иисус ссылался на Быт. 19:26, предостерегая неверующий Израиль: «Вспоминайте жену Лотову!» (Лук. 17:32). Смысл этого предостережения в том, чтобы люди «не оглядывались (подобно ей) назад», не желая расставаться с «благами мира сего». Ибо погибель ожидает таковых в день внезапного пришествия Сына Человеческого (Лук. 17:30-31). Не только этот мир со скоро преходящими его удовольствиями потеряют они, но и жизнь в мире будущем (Лук. 17:33-37).

Иисус сказал также, что если бы чудеса, которые Он совершил в Капернауме, соделаны были в Содоме, то содомляне покаялись бы (Матф. 11:23). А потому, заключил Он, «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели» городам Галилейским (Матф. 11:21-24). Это означает, что, осуждая людей, Бог учитывает ту меру осведомленности, которой они обладали, а также то, что участь грешников в вечности – страшнее физического уничтожения.