Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

г. Возвращение в Вефиль (35:1-15)

Две темы проходят через 35-ую главу: подведения итогов и нужды в исправлении. Итоги в ней подводятся в том смысле, что Иаков снова был дома, в Обетованной земле, со всем своим семейством и богатством своим; победа была одержана, цель достигнута, и обетование исполнено. В то же время в ней звучит мысль о необходимости исправления, ибо не все еще в семье целиком держались пути веры: предстояло «похоронить» идолов и решить вопрос с Рувимом.

Быт. 35:1. Первые 15 стихов повествуют о возвращении Иакова (тем завершившего исполнение своих обетов; 28:20-22) в Вефиль, который был расположен километрах в двадцати двух двадцати четырех от Сихема. Эти обеты, принесенные в Вефиле ранее, включали обещание исповедывать Иегову своим Богом, а Вефиль – сделать Божиим домом, а также обязательство давать Богу десятины (28:20-22).

Бог призвал Иакова обратно в землю его отцов (28:13-15; 31:3), но его путешествие сильно затянулось. И тогда Богу пришлось напомнить Иакову о забытых им обетах. По-видимому, его равнодушие к ним как-то связано с «осквернением» Дины и последующей трагедией в Сихеме (глава 34). Иакову следовало продолжать свой путь в Вирсавию, в дом родителей (28:10), не останавливаясь в Сихеме.

Быт. 35:2-5. Исполнить обеты, не подвергшись предварительно освящению, Иаков не мог. Его семья должна была избавиться от всех своих идолов, представлявших богов чужих. Описание очищения (удаление идолов, омовение себя и перемена одежды) было поучительным для Израиля, которому позднее, при входе в Обетованную землю (Иис. Н. 5:1-9), понадобится такое же освящение.

После того как в Сихеме были погребены идолы (а вместе с ними и серьги, видимо, нанявшиеся какими-то колдовскими амулетами), Иаков и его семья двинулись на Вефиль. Люди окрестных городов, прослышав о резне, учиненной в Сихеме (Быт. 34:25-29), исполнились ужаса перед Иаковом и не преследовали его, как он опасался (34:30).

Быт. 35:6-8. Прибыв снова в Вефиль (который раньше назывался Луз; 28:19), Иаков воздвиг жертвенник, как повелел ему Бог (35:1). Между тем, умерла Девора, кормилица Ревекки, матери Иакова. Этой смертью, видимо, завершается еще одна часть истории патриархов. В память о старой кормилице дуб, под которым ее погребли, был назван дубом плача.

Быт. 35:9-15. В Вефиле Бог подтвердил обетование, данное Им там же ранее (32:28). Доказательством ему служило теперь новое имя Иакова – Израиль. И то, что Бог назвал Себя здесь Всемогущим (Эль Шаддай: толкование на 17:1), тоже звучало как заверение в том, что Свое обетование Он исполнит (сравните с 28:3). Теперь, когда патриарх снова был в Обетованной земле, вновь подтверждалось и обещание относительно народа («семени»), царей и земли (сравните с 12:2-3; 15:5,18; 17:3-8; 22:15-18; 28:13-14).

Действия тут Иакова почти идентичны тому, что он делал, когда был в Вефиле впервые: он воздвиг камень (памятник каменный), возлил на него елей и вновь назвал это место Вефиль, т. е. «Дом Божий» (сравните с 35:6-7,14-15; 28:16-19). И оба раза Бог обещал Иакову многочисленное потомство в этой земле (28:13-14; 35:11-12).

д. Пополнение семьи и развращение Рувима (35:16-29)

Быт. 35:16-20. По прибытии в землю семья пополнилась последним ребенком – Вениамином (интересно, что одиннадцать из двенадцати родоначальников колен Израилевых родились за пределами земли обетования, а именно в Месопотамии; 29:31 – 30:24). Рахиль умерла от родов. Это была вторая смерть в дороге, о которой говорится в главе 35 (стих 8).

Имя, которое она сама дала ребенку, а именно Бен-Они («сын моей скорби»), звучало слишком печально, и Иаков переименовал сына в Вениамина («сын моей десницы»). Ведь прискорбное обстоятельство (смерть матери) ознаменовало собой и радостную перспективу, которую сулило рождение сына; тем более, что появление его на свет было ответом на молитву Рахили (30:24) о втором сыне (имя, которое она дала первому сыну, – Иосиф («йосеп») происходит от «йасап» – прибавлять). Так что новорожденный заслуживал имени, которое свидетельствовало бы о радости, а не о скорби.

Над гробницей любимой жены Иаков поставил каменный столб (памятник; сравните с 28:18; 31:45-47; 35:1-4); Рахиль была погребена при дороге, которая вела из Вефиля к Вифлеему (Ефрафа – прежнее название Вифлеема; сравните с «Вифлеем-Ефрафа» в Мих. 5:2, а также с Руф. 4:11 и 1-Пар. 2:50-51).

Быт. 35:21-22. Толедот (родословие) Исаака завершается стихами 21-29, которые содержат несколько коротеньких сообщений. В первом лаконично сказано о бесчестии, которое нанес отцу Рувим, старший сын Иакова от Лии, переспав с Валлою, наложницею патриарха и служанкою Рахили (от Баллы у Иакова было два сына – Дан и Неффалим; 30:2-8). Это преступление было совершено на пути между Вифлеемом и Хевроном (где Израиль раскинул шатер свой за башнею Гадер). Возможно, Рувим таким образом намеревался преждевременно заменить отца как патриарха. Но заплатил за свой поступок потерей первородства; 49:3-4; сравните с 1-Пар. 5:1-2).

Заметим, что в Быт. 35:21-22 Иаков дважды был назван Израилем (сравните с 32:28; 35:10).

Быт. 35:23-26. Здесь перечислены двенадцать сыновей Иакова, которые стали родоначальниками израильских племен, положивших, в свою очередь, начало великому народу (таблицу «Семья Иакова» в толковании на 29-ую главу). Это перечисление служит подтверждением благонадежности обетовании Божиих.

Быт. 35:27-29. Глава заканчивается «сообщением» о смерти Исаака, который прожил сто восемьдесят лет. Это третья смерть, зафиксированная в главе (стих 8 и 18). (Полагают, что Исаак жил тогда вблизи Хеврона, южнее его, в Вирсавии; сравните стих 28:10.) Иаков и Исав сообща погребли его. Не исключено, что братья встретились (по этому случаю) в первый раз после того, как расстались по приходе Иакова в землю из Месопотамии (33:16-17).

События, описанные в главе 35, указывали Иакову на исполнение полученных им обетовании (он возвратился в Ханаан!). Однако время самоуспокоенности для него отнюдь не наступило, ибо исполнившееся знаменовало начало новой жизни.

Смертью Деворы, Рахили и Исаака отмечен конец исторического периода, имевшего для народа большое значение. Тяжко согрешил Рувим и лишился отцовского благословения (49:3-4). Были «погребены» идолы, и члены семьи совершили ритуал – освящения – во имя исполнения обета, данного Иаковом в Вефиле. Двенадцать сыновей его, родоначальники будущих племен, положили начало народу в обещанной ему земле. Наступал великий переходный период, когда вере в Бога предстояло в масштабах целого народа – исполниться новой силы, ибо без этого не могли бы осуществиться в истории отношения между Богом и Израилем в рамках Завета. Вот почему нарочито подчеркнуты в главе 35 обеты Иакова и обещание Бога.