Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Быт. 13:1-7. В стихах 1-4 дается «фон», на котором развиваются события, однако, и сам этот «фон» составляет органическую часть повествования. Повествования о конфликтной ситуации, возникшей, несмотря на Божьи благословения.

В нескольких первых стихах подчеркнуто говорится о возвращении Аврама в место, где он был вначале. Трудно не заметить ударения, которое делается на словах прежде и вначале (стихи 3-4). Вернувшись в ту землю, Аврам возобновил поклонение Господу (Иегове) и вновь призвал у жертвенника имя Его (сравните с 12:8).

С особым смыслом подчеркивается тут богатство Аврама (13:2 очень богат скотом, и серебром, и золотом) и Лота, который кочевал вместе с ним (стих 5: был мелкий и крупный скот и шатры). Оба они были весьма богаты. То обстоятельство, что у Лота были шатры, имеет значение для последующего повествования.

Однако в богатой этой земле Аврам и Лот были окружены Хананеями и Ферезеями, и это несомненно сыграло роль в разгоревшемся между родственниками споре (стих 7). (Ферезеями называлось одно из палестинских племен, часто упоминаемое наряду с хананеями; сравните 34:30; Втор. 7:1; Суд. 1:4; 3:5.) И не поместительна была земля для совместного жительства Аврама и Лота, потому что хананеи занимали лучшие участки, и пастухам этих двух скотоводов приходилось добывать корм и воду лишь на той территории, которая не была занята ими.

Быт. 13:8-13. В упомянутом великодушии Аврама можно усмотреть и некий «нюанс», лишний раз говорящий в его пользу: ведь для него «естественнее» было бы, помня об обетовании Господа, «ухватиться» (во исполнение его) за лучшее, а Лоту предоставить самому позаботиться о себе.

Предостережение Аврама – да не будет раздора между мною и тобою – должно было найти отклик в сердцах израильтян, при чтении этих стихов позднее, и особенно в свете того, что произошло в Мериве (Исх. 17:1-7). В тех пустынных местах не было питьевой воды, и народ роптал на Иегову, так что Моисей в отчаянии возопил к Нему, а затем, следуя повелению Его, ударил по скале и дал народу пить.

Вследствие происшедшего там место это и получило свое зловещее название – Масса («искушение») или Мерива («раздор»). Ведь народ искушал Господа, сомневаясь в Его помощи, в Его присутствии в своей среде, и именно за это обречен был странствовать в пустыне до самой смерти (Пс. 94:8-10), вместо того, чтобы войти в землю, обетованную ему (Пс. 94:11).

В эгоизме, явленном народом, возроптавшем против Моисея, сказалось его неверие. Но и выбор Лота (Быт. 13:11) продиктован был чисто эгоистическими соображениями; оставив Аврама, он направился к Содому (Быт. 13:12). Божие предупреждение, записанное в Пс. 94:8-11, созвучно предостережению Аврамом Лота в Быт. 13:8.

Решив расстаться с Лотом, Аврам руководствовался – и это не следует упускать из виду – тем, что они были родственниками (стих 8). Не желая, чтобы эта родственная связь прервалась, он избрал единственный возможный выход – разойтись в разные стороны.

Снова обретает важное звучание тема земли. Аврам предложил Лоту право «первого выбора», которое принадлежало ему самому. Лот возвел очи свои и увидел (сравните стих 14) всю окрестность Иорданскую. Эта долина была зеленой и плодородной и хорошо орошалась водою, как сад Господень. (Сигор был небольшим городком на равнине, куда Лот и его семья впоследствии переселились; 19:18-22. До этого он назывался Бела; 14:2,8.) Тут можно услышать напоминание (серьезно-торжественное) о первом взгляде, исполненном вожделения, который был брошен человеком в Едемском саду (Быт. 3:6). Несомненно, звучит здесь и зловещая нота – в словах прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, как бы говорящих о том, что-то, что привлекло тут Лота, было преходящим и кратковременным. Выбор, который он в тот момент сделал, «в ущерб» Авраму, обернулся величайшей ошибкой в его жизни.

Лот раскинул шатры свои вблизи Содома жители которого были злы и весьма греховны пред Господом. Позднее, в 19-ой главе, о зле и греховности их будет сказано подробно.

Быт. 13:14-18. Третий раздел этой главы звучит утешением: Иегова подтверждает Свое обещание. Резкий переход от предыдущего раздела образован фразой: И сказал Господь Авраму стихи 14-17 объясняют, почему Аврам мог предоставить Лоту первому выбрать из всей земли, у Аврама было твердое обетование свыше.

Он сознавал, что его богатство в Боге. Понимая всю значимость Божьего обещания, Аврам не беспокоился, что Лоту достанется нечто лучшее. Есть ли резон тому, кто имеет заверения Всевышнего, цепляться за земные «гарантии»!

В стихах 14-17 Аврам как бы противопоставляется Лоту, который, не колеблясь, взял то, что, по его мнению, было лучшим. К Авраму же вновь обращается Господь, наставляя его и повторяя сказанное ему прежде несколько иными словами: возведи очи твои, и посмотри (стих 14 сравните со стихом 10). Заметим, что Лот уже сделал это по собственному почину. Он взглянул на эту землю и взял ее, тогда как Аврам ждал, чтобы землю дал ему Бог. И Бог подтвердил ему Свое намерение.

Несомненно лучше получить что бы то ни было от Господа, чем взять это самому. Иегова, кроме того, сказал Авраму, что потомство его будет многочисленно, как песок земной (сравните с 22:17; 28:14). И после этого предложил ему пройти по земле сей в долготу и широту ее, чтобы обозреть свои будущие владения.

Окончание 13-ой главы перекликается с ее началом: Аврам двинулся в путь и пошел, и поселился, на этот раз вблизи великой дубравы Мамре (другое название дубравы Море; 12:6; сравните с 14:13), в Хевроне, примерно в 38 км. на юг от Иерусалима; там он воздвиг жертвенник Господу.

Немного в Библии глав, где так говорилось бы о вере. Здесь патриарх предстает перед нами как подлинный верующий и истинный почитатель Иеговы, чья вера – жизненна и действенна. Лот, руководствуясь тем, что видел, избрал лежавшее на поверхности, и, увы! – скоропреходящее. Аврам же действовал, уповав на Бога; отсюда его праведность, щедрость, отсутствие столь присущего людям беспокойства не потерять, не проиграть.