Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. РАЗВРАЩЕНИЕ СЕМЬИ ИУДЫ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ БОЖИЕГО ИЗБРАНИЯ (глава 38)

Странное на первый взгляд событие вклинивается в историю Иосифа, однако, ему предстояло сыграть важную роль в книге Бытия. Оно подтвердило Божий план, основанный на предпочтении младшего старшему, несмотря на человеческие попытки противостать этому.

Быт. 38:1-5. Иуда, который посоветовал братьям продать Иосифа измаильтянам (37:26-27), отделился от семьи и осел в Одолламе (в двадцати с небольшим километрах на северо-запад от Хеврона) и там женился на дочери Хананеянина. У них было три сына: Ир Онан и Шела. Этот брак с хананеянкой чуть не погубил семью Иуды. Прежде смешанные браки с хананеями исключались, и примером тому может служить описанное в главе 34. Но Иуда нарушил обычай. Этот рассказ о грозившей евреям ассимиляции с народами земли помогает понять, почему Бог поместил Свой молодой народ в Египет; Он сделал это, чтобы обезопасить его в процессе становления и роста.

Быт. 38:6-11. Первый сын Иуды – Ир умер, потому что был неугоден Богу. (Согласно англ. тексту Библии – «делал злое в глазах Господа».) По обычаю левирата (от латин. «левир» – «брат мужа») второй сын Онан должен был восстановить семя брату, женившись на его вдове. Но он воспользовался этим обычаем лишь для своего удовольствия. Ибо, «входя» к Фамари, каждый раз изливал семя на землю, чтобы не дать потомства покойному брату. За это Бог и его лишил жизни.

В виду создавшегося положения Иуда не решался отдать своего последнего сына Шелу в мужья Фамари, вдове Ира (чтобы и он не умер бы подобно братьям его). Иуда ссылался на то, что Шела еще отрок (но и позже, когда тот вырос, Иуда отказался исполнить обычай левирата; стих 14).

Быт. 38:12-23. Будущее рода оказалось в опасности. И тогда Фамарь решила взять дело в свои руки, исходя из своего права (позже система левирата была официально узаконена Моисеем; Втор. 25:5-10). Дождавшись «своего часа» (умерла дочь Шуи, жена Иудина), Фамарь обманом заманила к себе своего свекра Иуду, который думал, что «вошел» к блуднице (Быт. 38:15,21).

Пообещав прислать ей в уплату козленка, он согласился оставить ей в залог свою печать, которая висела на шнуре (в русском тексте – перевязь) у него на шее, и трость (все эти предметы были обычной принадлежностью вавилонян, и в качестве таковой были, очевидно, заимствованы хананеями; на печати и на трости могли быть эмблемы того, кому они принадлежали).

Когда Иуда попытался возвратить все это через своего друга Хиру (сравните со стихом 1), то найти женщину не удалось. На этот раз обманом действует в семье Иакова невестка, взятая из среды язычников!

Быт. 38:24-26. Войдя к «блуднице» (стих 16), Иуда поступил аморально; но дальнейшие его действия выдают в нем лицемера, ибо, услышав, что его невестка беременна от блуда, он приговаривает ее к смерти. И тогда, воспользовавшись утаенными ею предметами – печатью, шнуром и тростью – Фамарь доказала, что виновник ее положения – свекор. Действуя рискованно и отчаянно, Фамарь осуществила свое право быть матерью детей Иуды. Она поступила безнравственно, обманув свекра и вступив с ним в связь, однако, Иуда признал, что Фамарь была правее его; руководствуясь пробудившимся в нем нравственным чувством, он не познавал ее более.

Быт. 38:27-30. Значение повествования во всей его полноте выступает в этих заключительных стихах. Бог даровал Фамари близнецов, и род Иуды продолжался благодаря ей. Но при рождении мальчиков произошло нечто необычное, напоминающее читателю о появлении на свет Иакова и Исава. После того, как рука одного показалась, другой преградил ему ход и вышел первым, за что и получил имя Фарес («разрыв» – в значении «расторгнувший преграду»).

Второй близнец был назван Зарою («восход» или «красный»: повивальная бабка навязала ему на руку красную нить). Снова как будто бы оживало «слово об Иакове», господине над старшим братом своим (27:29). Особое значение это приобретает в свете поступка Иуды с Иосифом (37:26-28). Он и другие сыновья Иакова продали своего младшего брата в Египет – в попытке помешать осуществлению Божьего предначертания: старшие будут служить младшему. И вот в семье самого Иуды, не хотевшего, чтобы состоялся брак Фамари, Божией волей этот принцип (старший будет служить младшему) все-таки восторжествовал. Линии обетования предстояло быть продолженной Фаресом ( Матф. 1:3), и именно от него произошел из колена Иудина Давид, «праотец» Иисуса Христа.

Хронология событий по нисходящей – от Соломона к Иосифу:

Годы до Р. Х. События
967 Четвертый год правления Соломона (3-Цар. 6:1)
-1 Год отнимается, чтобы показать, что это действительно полный 4-й год его царствования (но по календарю он захватывал 5-й год)
966 Год начала построения храма
+ 480 Годы от Исхода до начала строительства храма Соломоном (3-Цар. 6:1)
1446 Год Исхода из Египта
+ 430 Годы проведенные Израилем в Египте
1876 Год переселения Иакова в Египет (после 2-х лет голода (Быт. 45:8)
+ 2 Это те два из семи лет голода после которых Иаков переселился в Египет (Быт. 45:6)
1878 Начало семилетнего голода
+ 7 Годы изобилия (Быт. 41:47)
1885 Год, когда Иосиф был освобожден из темницы и поставлен вторым человеком в стране (в возрасте 30 лет; Быт. 41:46
+ 13 Годы пребывания Иосифе в доме Потифара и в темнице
1898 Год, когда Иосиф был продан в Египет (в возрасте 17 лет; Быт. 37:2,28)