Эти главы о том, как Бог, верный Своему обетованию, обильно благословлял Иакова. Но и о том, как одновременно Он был по отношению к патриарху суровым Воспитателем.
а. Встреча с Рахилью; Лаван обманывает Иакова (29:1-30)
Быт. 29:1-6. Структурой своей и содержанием повествование свидетельствует о значимости того, что пережил Иаков в Вефиле. Он бежал из дома, чтобы спастись от Исава, но вот мы видим резкую смену «декораций», обусловленную «сменой целей»: теперь Иаков движим желанием найти себе невесту – в свете обетования, полученного им в Вефиле: ведь «семя» его должно «взойти» за пределами земли. После Вефиля Иаков изменится духовно: благородство превозможет в нем эгоизм.
Примечательно, что встреча Иакова с Рахилью весьма напоминает встречу его отца и Ревекки (глава 24). Лаван, брат Ревекки, конечно же, не мог забыть, как Бог привел к нему в дом Елиезера. Но тут, в отличие от главы 24, Божие водительство не подчеркивается, а лишь подразумевается. Вот человек, которому было поразительное видение. Теперь он знает о Божием намерении благословить его и направлять. И встал Иаков (поклонившись Богу в Вефиле) и пошел в землю сынов востока.
И увидел (тут и далее в тоне повествования звучит как бы нота неожиданности, внезапности) на поле колодезь, и стада мелкого скота. Но, конечно же, не случайно оказался Иаков близ Харрана, где жил Лаван (стих 5), не случайно к колодцу именно в это время подошла дочь его Рахиль (стих 6). Все это «расписание» было составлено любящим Богом (сравните 24:27). Примечателен и тот факт, что встреча Иакова и Рахили произошла у колодца, часто ассоциирующегося с Божьим благословением (сравните 16:13-14; 21:19; 26:19-25,33).
Быт. 29:7-14. Символическое значение имеет и то, что Иаков напоил овец Лавана: в последующих главах (30-31) мы читаем о том, как благоденствовал Лаван со своими стадами благодаря Иакову (12:2-3). Бросается в глаза разница между ленивыми пастухами Лавана (29:7-8) и Иаковом, с первой минуты явившим старательность и ревностность (стих 10). На нем ведь лежала миссия, он движим был целью, одобренной свыше; это и вело его к успеху.
Родственный поцелуй был обычным приветствием тех дней. Назвав Иакова костью и плотью своей, Лаван тем самым как бы усыновил своего племянника.
Быт. 29:15-30. Радостная перспектива женитьбы на Рахили обернулась для Иакова, обманутого Лаваном, горьким разочарованием. В Лаване Иаков увидел, однако, отражение собственного двуличия в недавнем прошлом, в нем он получил воздаяние: как он обманул брата и отца, так и сам теперь сделался жертвой обмана со стороны брата своей матери! Впереди его ожидали двадцать лет (31:38) тяжелой работы, огорчений и разочарований.
Но упорство и старательность Иакова на протяжении этого времени свидетельствовали, что происходившее с ним он расценивал как всего лишь неприятности. Главное же состояло в том, что с ним был Бог, Который формировал его характер и обращал плоды его обмана в благословение для него, полагая основание обещанному ему «семени» – народу израильскому.
Иаков предложил Лавану работать на него семь лет, чтобы получить в жены Рахиль. Быстро пробежали эти семь лет, потому что он любил ее (29:20). (Заметим, что жены каждого из первых трех патриархов отличались замечательной красотой: Сарра (12:11), Ревекка (24:15-16) и Рахиль – 29:17.)
Подошло время свадебного пира (стихи 21-22), и, вот, в ту ночь Лаван совершил подлог: под покровом темноты он привел в шатер Иакова Лию, вместо Рахили. Когда на утро обман обнаружился, гневаться Иакову было более или менее бесполезно. Зато теперь он во всей полноте мог ощутить, как чувствовал себя Исав!
В объяснение Лаван сослался на то, что в их местах не принято младшую сестру выдавать замуж прежде старшей. Болью и стыдом, должно быть, отозвались эти слова тестя в сердце Иакова: ведь он, младший в семье, обманул отца, будто является старшим (глава 27). Если отбросить обычаи и принятые условности, то ведь не обман со стороны Лавана был причиной происшедшего с Иаковом: тут действовала рука Божия! Может быть, сознавая это, и не стал Иаков продолжать спора.
В Библии постоянно проводится мысль о неизменном действии в жизни человека принципа: Что посеешь, то и пожнешь (Гал. 6:7). В этом – неизменность Божьего воздаяния, проявляющегося в конкретных делах и обстоятельствах. Очевидно это и на примере Иакова: обманувший был поставлен в положение обманутого. Совсем недавно он, младший, предстал перед отцом под маской Исава, а теперь Лия, перворожденная, обманным путем была введена к нему под маской Рахили, младшей.
И после первой бурной реакции Иаков смирился Он «окончил» брачную неделю с Лией (29:27), после чего получил в жены Рахиль (вторую жену через семь дней после первой). (Каждой из двух дочерей была дана служанка как свадебный подарок, по обычаю того времени. Лия получила Зелфу, а Рахиль – Валлу, стих 29; сравните 30:4-13). А затем Иаков служил у Лавана еще семь лет – за Рахиль (29:30; сравните 31:38,41).
б. «Умножение» обетованного семени: появление на свет родоначальников племен (29:31 – 30:24)
Сыновья Иакова. Дети от Лии: Рувим, Семеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, и дочь Дина. Дети от Валлы: Дан, Неффалим. Дети от Зелфы: Гад, Ассир. Дети от Рахили: Иосиф, Вениамин
Страстное желание одобрения, похвалы нередко приводит на опасные тропы. Пример этому видим в «соревновании» между Рахилью и Лией по части деторождения.
Быт. 29:31-35. В отношениях со своими двумя женами Иаков посеял «горькие семена». Он был холоден к Лии, своей нежеланной жене, и знала об этом не только она, но и Господь, Который наградил нелюбимую силой чадородия; Рахиль же, подобно Сарре и Ревекке, была неплодна (стих 31; сравните 16:1; 25:21).
Первые четыре сына Лии появились на свет один за другим; в отличие от первых двух патриархов, Иакову не пришлось долго ждать отцовства.
Печальна история этих рождений, но в них, как и в главе в целом, Бог предстает как Тот, Кто дает жизнь, независимо от человеческих желаний и расчетов.
Имена сыновей Лии, в еврейской транскрипции, перекликаются со словами и фразами, передающими состояние и надежды матери, ее веру. Так, имя Рувим указывает на то, что Господь «увидел бедствие Лии»; с этим же именем «связана» (посредством игры слов) фраза ибо теперь будет любить меня муж мой.
Имя Симеон «соответствует» слову «услышал» (Господь услышал, что Лия не любима); сравните с именем Измаил, означающим «Бог слышит» (16:15). В имени Левия Лия выразила надежду, что теперь-то муж привяжется к ней, но этого так и не произошло.
Рождение четвертого сына настолько утешило Лию, что она нарекла его Иудой, что значит «да будет Он (Господь) восхваляем». В женском горе своем старшая жена Иакова явила глубокую веру.
Быт. 30:1-8. Действия Рахили перекликаются со словами Сарры: и та и другая вовлекают своих мужей в сожительство со своими рабынями, чтобы таким образом «побороть» свою бездетность (сравните 16:1-4). Горечь борьбы с сестрою и радость победы нашли отражение в именах, которые дала Рахиль детям Валлы. Имя Дан объясняется словом дананни – судил мне Бог (в значении «Бог оправдал меня»); имя Неффалим созвучно словам наптуле («борение») и нипталти («я боролась»: стих 8).
Быт. 30:9-13. Тогда и Лия последовала сомнительному примеру младшей сестры и дала Иакову свою служанку Зелфу. От нее родились Гад («счастье») и Асир («ко благу моему»; по смыслу это имя синонимично предыдущему).
Быт. 30:14-21. Рувим, первенец Иакова, нашел мандрагоровые яблоки (плоды, имеющие наркотическую силу, видимо, редкие в Месопотамии), которым приписывалась способность стимулировать зачатие. Рахиль, в надежде, что они «помогут» ей, взяла их у Лии в обмен на разрешение старшей сестре, которую «превозмогла» (стих 8: видимо, в том смысле, что всецело завладела сердцем мужа; стих 15), провести ночь с Иаковом.
В результате появился на свет Иссахар («есть награда»). Вероятно, возмездие (в значении «воздаяния») от Бога Лия, по ее мнению, заслужила за свое «самоотречение» (она ввела к мужу, которого любила, рабыню, чтобы у него больше родилось сыновей) и унижение (Иакова ей пришлось «купить» у Рахили на одну ночь за мандрагоровые яблоки).
В имени шестого (и последнего) сына – Завулона – Лия отразила мысль, что Бог дал ей дар, и надежду, что теперь у нее в шатре будет жить Иаков (на Востоке долгое время авторитет жены зависел от числа сыновей у нее). Потом Лия родила дочь и дала ей имя Дина.
Быт. 30:22-24. Наконец родила и Рахиль (но не потому, что поела мандрагоровых яблок, а потому, что услышал ее Бог – стих 22) и назвала сына Иосиф (йосеп). Это имя, как и имя «Завулон», имеет двойное значение. И сказала (Рахиль): снял Бог (асап) позор моего бесплодия. И другого, произнесла она с верою, сына Господь даст мне. В евр. тексте здесь слово йосеп («прибавит»).
В этом разделе (29:31 – 30:24), составленном из ряда коротких повествований, внимание акцентируется назначении имен сыновей Иакова. Каждое из них «толкуется» Лией или Рахилью применительно к конкретным семейным обстоятельствам. Из текста видно, как Бог заботился об Иакове, полагая начало великому народу.
Оглядываясь впоследствии назад, израильтяне могли видеть «корни» свои не только в Иакове, но и во вражде двух женщин, которая, однако, должна была служить им предостережением: им, братьям, сыновьям Иакова, не следовало, подобно их матерям, вступать на опасный путь соперничества. С самого начала, однако, именно им определялся в значительной мере характер межплеменных отношений в Израиле.
Что же до присутствия Божьего «среди» зарождавщегося народа, то книга Бытия не оставляет сомнения в том, что Бог «предпочел» обиженную мать. Колено Иудино, из которого выйдут цари Израиля, и колено Левинно, из которого выйдет его священство, имели свои «истоки» в Лии, несмотря на всю любовь Иакова к Рахили и ее сыну Иосифу.
2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА НА ПУТЯХ ЕГО (29-32)
Эти главы о том, как Бог, верный Своему обетованию, обильно благословлял Иакова. Но и о том, как одновременно Он был по отношению к патриарху суровым Воспитателем.
а. Встреча с Рахилью; Лаван обманывает Иакова (29:1-30)
Быт. 29:1-6. Структурой своей и содержанием повествование свидетельствует о значимости того, что пережил Иаков в Вефиле. Он бежал из дома, чтобы спастись от Исава, но вот мы видим резкую смену «декораций», обусловленную «сменой целей»: теперь Иаков движим желанием найти себе невесту – в свете обетования, полученного им в Вефиле: ведь «семя» его должно «взойти» за пределами земли. После Вефиля Иаков изменится духовно: благородство превозможет в нем эгоизм.
Примечательно, что встреча Иакова с Рахилью весьма напоминает встречу его отца и Ревекки (глава 24). Лаван, брат Ревекки, конечно же, не мог забыть, как Бог привел к нему в дом Елиезера. Но тут, в отличие от главы 24, Божие водительство не подчеркивается, а лишь подразумевается. Вот человек, которому было поразительное видение. Теперь он знает о Божием намерении благословить его и направлять. И встал Иаков (поклонившись Богу в Вефиле) и пошел в землю сынов востока.
И увидел (тут и далее в тоне повествования звучит как бы нота неожиданности, внезапности) на поле колодезь, и стада мелкого скота. Но, конечно же, не случайно оказался Иаков близ Харрана, где жил Лаван (стих 5), не случайно к колодцу именно в это время подошла дочь его Рахиль (стих 6). Все это «расписание» было составлено любящим Богом (сравните 24:27). Примечателен и тот факт, что встреча Иакова и Рахили произошла у колодца, часто ассоциирующегося с Божьим благословением (сравните 16:13-14; 21:19; 26:19-25,33).
Быт. 29:7-14. Символическое значение имеет и то, что Иаков напоил овец Лавана: в последующих главах (30-31) мы читаем о том, как благоденствовал Лаван со своими стадами благодаря Иакову (12:2-3). Бросается в глаза разница между ленивыми пастухами Лавана (29:7-8) и Иаковом, с первой минуты явившим старательность и ревностность (стих 10). На нем ведь лежала миссия, он движим был целью, одобренной свыше; это и вело его к успеху.
Родственный поцелуй был обычным приветствием тех дней. Назвав Иакова костью и плотью своей, Лаван тем самым как бы усыновил своего племянника.
Быт. 29:15-30. Радостная перспектива женитьбы на Рахили обернулась для Иакова, обманутого Лаваном, горьким разочарованием. В Лаване Иаков увидел, однако, отражение собственного двуличия в недавнем прошлом, в нем он получил воздаяние: как он обманул брата и отца, так и сам теперь сделался жертвой обмана со стороны брата своей матери! Впереди его ожидали двадцать лет (31:38) тяжелой работы, огорчений и разочарований.
Но упорство и старательность Иакова на протяжении этого времени свидетельствовали, что происходившее с ним он расценивал как всего лишь неприятности. Главное же состояло в том, что с ним был Бог, Который формировал его характер и обращал плоды его обмана в благословение для него, полагая основание обещанному ему «семени» – народу израильскому.
Иаков предложил Лавану работать на него семь лет, чтобы получить в жены Рахиль. Быстро пробежали эти семь лет, потому что он любил ее (29:20). (Заметим, что жены каждого из первых трех патриархов отличались замечательной красотой: Сарра (12:11), Ревекка (24:15-16) и Рахиль – 29:17.)
Подошло время свадебного пира (стихи 21-22), и, вот, в ту ночь Лаван совершил подлог: под покровом темноты он привел в шатер Иакова Лию, вместо Рахили. Когда на утро обман обнаружился, гневаться Иакову было более или менее бесполезно. Зато теперь он во всей полноте мог ощутить, как чувствовал себя Исав!
В объяснение Лаван сослался на то, что в их местах не принято младшую сестру выдавать замуж прежде старшей. Болью и стыдом, должно быть, отозвались эти слова тестя в сердце Иакова: ведь он, младший в семье, обманул отца, будто является старшим (глава 27). Если отбросить обычаи и принятые условности, то ведь не обман со стороны Лавана был причиной происшедшего с Иаковом: тут действовала рука Божия! Может быть, сознавая это, и не стал Иаков продолжать спора.
В Библии постоянно проводится мысль о неизменном действии в жизни человека принципа: Что посеешь, то и пожнешь (Гал. 6:7). В этом – неизменность Божьего воздаяния, проявляющегося в конкретных делах и обстоятельствах. Очевидно это и на примере Иакова: обманувший был поставлен в положение обманутого. Совсем недавно он, младший, предстал перед отцом под маской Исава, а теперь Лия, перворожденная, обманным путем была введена к нему под маской Рахили, младшей.
И после первой бурной реакции Иаков смирился Он «окончил» брачную неделю с Лией (29:27), после чего получил в жены Рахиль (вторую жену через семь дней после первой). (Каждой из двух дочерей была дана служанка как свадебный подарок, по обычаю того времени. Лия получила Зелфу, а Рахиль – Валлу, стих 29; сравните 30:4-13). А затем Иаков служил у Лавана еще семь лет – за Рахиль (29:30; сравните 31:38,41).
б. «Умножение» обетованного семени: появление на свет родоначальников племен (29:31 – 30:24)
Сыновья Иакова. Дети от Лии: Рувим, Семеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, и дочь Дина. Дети от Валлы: Дан, Неффалим. Дети от Зелфы: Гад, Ассир. Дети от Рахили: Иосиф, Вениамин
Страстное желание одобрения, похвалы нередко приводит на опасные тропы. Пример этому видим в «соревновании» между Рахилью и Лией по части деторождения.
Быт. 29:31-35. В отношениях со своими двумя женами Иаков посеял «горькие семена». Он был холоден к Лии, своей нежеланной жене, и знала об этом не только она, но и Господь, Который наградил нелюбимую силой чадородия; Рахиль же, подобно Сарре и Ревекке, была неплодна (стих 31; сравните 16:1; 25:21).
Первые четыре сына Лии появились на свет один за другим; в отличие от первых двух патриархов, Иакову не пришлось долго ждать отцовства.
Печальна история этих рождений, но в них, как и в главе в целом, Бог предстает как Тот, Кто дает жизнь, независимо от человеческих желаний и расчетов.
Имена сыновей Лии, в еврейской транскрипции, перекликаются со словами и фразами, передающими состояние и надежды матери, ее веру. Так, имя Рувим указывает на то, что Господь «увидел бедствие Лии»; с этим же именем «связана» (посредством игры слов) фраза ибо теперь будет любить меня муж мой.
Имя Симеон «соответствует» слову «услышал» (Господь услышал, что Лия не любима); сравните с именем Измаил, означающим «Бог слышит» (16:15). В имени Левия Лия выразила надежду, что теперь-то муж привяжется к ней, но этого так и не произошло.
Рождение четвертого сына настолько утешило Лию, что она нарекла его Иудой, что значит «да будет Он (Господь) восхваляем». В женском горе своем старшая жена Иакова явила глубокую веру.
Быт. 30:1-8. Действия Рахили перекликаются со словами Сарры: и та и другая вовлекают своих мужей в сожительство со своими рабынями, чтобы таким образом «побороть» свою бездетность (сравните 16:1-4). Горечь борьбы с сестрою и радость победы нашли отражение в именах, которые дала Рахиль детям Валлы. Имя Дан объясняется словом дананни – судил мне Бог (в значении «Бог оправдал меня»); имя Неффалим созвучно словам наптуле («борение») и нипталти («я боролась»: стих 8).
Быт. 30:9-13. Тогда и Лия последовала сомнительному примеру младшей сестры и дала Иакову свою служанку Зелфу. От нее родились Гад («счастье») и Асир («ко благу моему»; по смыслу это имя синонимично предыдущему).
Быт. 30:14-21. Рувим, первенец Иакова, нашел мандрагоровые яблоки (плоды, имеющие наркотическую силу, видимо, редкие в Месопотамии), которым приписывалась способность стимулировать зачатие. Рахиль, в надежде, что они «помогут» ей, взяла их у Лии в обмен на разрешение старшей сестре, которую «превозмогла» (стих 8: видимо, в том смысле, что всецело завладела сердцем мужа; стих 15), провести ночь с Иаковом.
В результате появился на свет Иссахар («есть награда»). Вероятно, возмездие (в значении «воздаяния») от Бога Лия, по ее мнению, заслужила за свое «самоотречение» (она ввела к мужу, которого любила, рабыню, чтобы у него больше родилось сыновей) и унижение (Иакова ей пришлось «купить» у Рахили на одну ночь за мандрагоровые яблоки).
В имени шестого (и последнего) сына – Завулона – Лия отразила мысль, что Бог дал ей дар, и надежду, что теперь у нее в шатре будет жить Иаков (на Востоке долгое время авторитет жены зависел от числа сыновей у нее). Потом Лия родила дочь и дала ей имя Дина.
Быт. 30:22-24. Наконец родила и Рахиль (но не потому, что поела мандрагоровых яблок, а потому, что услышал ее Бог – стих 22) и назвала сына Иосиф (йосеп). Это имя, как и имя «Завулон», имеет двойное значение. И сказала (Рахиль): снял Бог (асап) позор моего бесплодия. И другого, произнесла она с верою, сына Господь даст мне. В евр. тексте здесь слово йосеп («прибавит»).
В этом разделе (29:31 – 30:24), составленном из ряда коротких повествований, внимание акцентируется назначении имен сыновей Иакова. Каждое из них «толкуется» Лией или Рахилью применительно к конкретным семейным обстоятельствам. Из текста видно, как Бог заботился об Иакове, полагая начало великому народу.
Оглядываясь впоследствии назад, израильтяне могли видеть «корни» свои не только в Иакове, но и во вражде двух женщин, которая, однако, должна была служить им предостережением: им, братьям, сыновьям Иакова, не следовало, подобно их матерям, вступать на опасный путь соперничества. С самого начала, однако, именно им определялся в значительной мере характер межплеменных отношений в Израиле.
Что же до присутствия Божьего «среди» зарождавщегося народа, то книга Бытия не оставляет сомнения в том, что Бог «предпочел» обиженную мать. Колено Иудино, из которого выйдут цари Израиля, и колено Левинно, из которого выйдет его священство, имели свои «истоки» в Лии, несмотря на всю любовь Иакова к Рахили и ее сыну Иосифу.